Поправки в законодательство вводят наказание за нарушение коллекторами правил общения с заемщиками
Законопроект о потребительском кредитовании будет дополнен нормами о правилах взыскания просроченной задолженности. Как выяснил "Ъ", это решение было принято в ходе доработки документа. С одной стороны, это узаконивает деятельность коллекторов, с другой — вводит наказание за нарушение взыскателями правил общения с заемщиками.
О том, что на прошлой неделе состоялось специальное межведомственное совещание по подготовке ко второму чтению законопроекта по потребительскому кредитованию, "Ъ" рассказал замминистра финансов Алексей Моисеев. На встрече присутствовали представители Минфина, Центрального банка, Минэкономики и др. "Было принято принципиальное решение одобрить предложения Минэкономики о включении в закон норм, регулирующих деятельность по взысканию долгов,— рассказал замглавы Минфина.— Все согласились с тем, что пора навести порядок на этом рынке". Внесение поправок в уже принятый Госдумой в первом чтении законопроект о потребкредитовании может способствовать урегулированию вопроса.
Ранее взаимодействие коллекторов и заемщиков-физлиц предлагалось описать в отдельных документах — разных версиях законопроектов о коллекторской деятельности, а также в законе о защите прав потребителей. Первый вариант предлагался самим коллекторами, но дальше написания проекта дело не пошло. Вторую идею выдвигал Минюст (см. "Ъ" от 15 мая), однако, по сведениям "Ъ", она не нашла поддержки у Минфина и ЦБ. Инициатором внесения "коллекторских" поправок в законопроект о потребительском кредитовании выступило Минэкономики. Оно предлагает дополнить законопроект отдельной главой, регулирующей процедуру взыскания долга, а также прописать ответственность взыскателей за нарушение этого порядка.
В первом чтении законопроект о потребительском кредитовании был одобрен Госдумой 23 апреля и не регулировал вопросы взаимодействия коллекторов и заемщиков при сборе просроченных долгов. Согласно поручению президента Владимира Путина, закон должен быть принят до 15 декабря 2013 года. За доработку законопроекта отвечает Минфин.
Согласно предложениям Минэкономики, заемщик-неплательщик может потребовать прекратить "непосредственное взаимодействие" с ним — личные встречи или телефонные переговоры. В этой ситуации взыскатель сможет общаться с ним только по почте и посредством SMS. Причем не чаще чем два раза в сутки — и строго в дневное время. Для нарушителей порядка предполагаются штрафы: для должностных лиц от 5 тыс. до 20 тыс. руб., а для юрлиц — до 100 тыс. руб. Если штрафы не изменят поведение взыскателей, им грозит административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. При этом защита заемщиков, по мнению разработчиков, должна перейти в ведение Центрального банка. Ранее Минюст предлагал сохранить эту функцию за Роспотребнадзором.
Участники рынка рады, что деятельность по взысканию долгов будет упорядочена, однако указывают на риск ухудшения платежной дисциплины розничных заемщиков, но видят и определенные плюсы. "Поправки в нынешнем виде фактически поощряют недобросовестных заемщиков,— говорит начальник отдела по возврату просроченной задолженности Райффайзенбанка Владислав Котельников.— Но если они будут приняты, то это незначительно отразится на росте просроченной задолженности". "Пока в поправках есть значительный перекос в сторону заемщиков,— указывает и гендиректор коллекторского агентства "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Докучаева.— Однако если этот перекос будет устранен, то принятие такого проекта — позитивный сигнал для рынка, так как он придает его участникам правовой статус".
Впрочем, как рассказал "Ъ" господин Моисеев, предложения Минэкономики могут быть скорректированы. "Мы их одобрили концептуально, подробно обсуждать будем в конце августа",— пообещал он, отказавшись прокомментировать детали.