Банк России в случае присоединения к нему ФСФР готов предпринять шаги по разрешению проблемы конфликта интересов
Банк России в случае присоединения к нему Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) готов предпринять шаги по разрешению проблемы конфликта интересов, свидетельствует документ "Развитие системы регулирования и надзора на российском рынке", опубликованный на сайте "Открытого правительства" в преддверии запланированной на вторник дискуссии о создании мегарегулятора на финансовом рынке.
Авторы документа признают, что в случае создания единого органа регулирования и надзора на финрынках на базе ЦБ РФ произойдет усиление конфликта интересов в Банке России, вызванного тем, что ЦБ является одновременно регулирующим и надзорным органом, с одной стороны, осуществляет полномочия акционера отдельных участников рынка, с другой стороны, является участником рынка, с третьей стороны.
Разработчики уточняют, что этот конфликт имеет место и сейчас, и ЦБ принимает меры для решения этой проблемы.
"Для его смягчения Банк России уже вывел представителей надзорного блока из наблюдательного совета Сбербанка. В будущем планируется выход Банка России из капитала Сбербанка (сейчас ЦБ принадлежит 50% плюс одна акция крупнейшего российского банка – ред.). Если это будет необходимо, Банк России готов заменить других членов наблюдательного совета на независимых директоров. В том случае, если в компетенцию представителей Банка России, входящих в совет директоров ММВБ, будут входить вопросы регулирования и надзора за иными участниками финансового рынка, то возможно рассмотреть вопрос о прекращении их полномочий в указанном органе", - говорится в документе.
Усиление конфликта интересов возможно и в связи с тем, что ЦБ станет осуществлять функции надзора за двумя конкурирующими группами: банками и иными участниками финансового рынка, осуществляющими кредитное посредничество (брокеры, управляющие компании, доверительные управляющие).
"Решение данного конфликта интересов заключается в том, что функции по регулированию и надзору за банками будут отделены от функций по регулированию и надзору за иными участниками финансового рынка. Образование в рамках Банка России отдельного блока, реализующего регулирование, надзор, лицензирование и инспектирование небанковских финансовых организаций, позволит обеспечить полноценную работу специалистов и руководителей и не приведет к ухудшению текущего качества регулирования и надзора", - считают авторы документа.
С целью полноценного обеспечения интересов небанковских финансовых организаций предполагается разделить деятельность двух комитетов – Комитета банковского надзора и Комитета финансового надзора.
Разработчики предлагают также выделить функцию по развитию финансового рынка в подразделение, не относящееся к надзорному блоку. Это позволит смягчить конфликт, возникающий из-за совмещения Банком России двух функций: по развитию финансового рынка (предполагающую создание для участников рынка дополнительных возможностей) и по регулированию и надзору за участниками рынка (предполагающую ограничение рисков последних).
РИСК УНИФИКАЦИИ
Авторы концепции попытались ответить на опасения профучастников финансового рынка, которые указывают на риск унификации регулирования и надзора за банками и профучастниками, что приведет к чрезмерному регулятивному и надзорному обременению участников финансового рынка.
"Банк России осознает, что многие участники рынка не готовы к повышенным регулятивным и надзорным требованиям. Механистическая унификация с банковским регулированием и надзором не предполагается. Регулятивная и надзорная нагрузка будет распределяться в зависимости от профиля деятельности и, соответственно, рисков участника финансового рынка", - отмечается в документе.
ЦБ не собирается и сокращать функционал саморегулируемых организаций профучастников рынка, предполагая продолжить политику ФСФР по развитию СРО.
ЭТАПЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ
В случае принятия решения о присоединении ФСФР к Банку России предполагается провести объединение в три этапа.
На предварительном этапе (до вступления в силу соответствующего закона) должна быть проведена работа по передаче функций ФСФР Банку России (подготовка законодательных изменений, реализация административных процедур). Кроме того, в целях сохранения кадрового состава ФСФР должно быть проведено сопоставление должностей двух ведомств, чтобы с даты объединения начали действовать трудовые договоры ЦБ с сотрудниками присоединенной ФСФР с окладами, соответствующими схеме должностных окладов Банка России. Этот этап должен завершиться ориентировочно к 1 июля 2013 года присоединением ФСФР как дочерней структуры (агентства) к Банку России.
На следующем переходном этапе (в течение 6 месяцев с момента завершения первого этапа) в рамках центрального аппарата и территориальных учреждений Банка России создаются и начинают функционировать необходимые структуры (департаменты, управления и отделы), на которые возложено осуществление переданных функций.
При этом планируется создать отдельный блок по регулированию и надзору за небанковскими участниками финансового рынка, руководитель которого будет находиться в прямом подчинении у председателя Банка России. Таким образом, будут функционировать два отдельных комитета – Комитет банковского надзора и Комитет по надзору за прочими участниками рынка. Функция по развитию финансового рынка будет выделена в подразделение, которое не будет входить в блок по регулированию и надзору за небанковскими участниками финансового рынка.
На этапе дальнейшей интеграции ФСФР и Банка России ее схема будет корректироваться по мере объединения с учетом возникающих проблем и мнения участников рынка.