Проект закона о рекламе предлагает обязать банки сообщать полную стоимость кредитов
Кроме того, ФАС хочет запретить использовать слова в превосходной степени, вроде "лучший", "самый", в рекламе финансовых уcлуг.
По данным Банка России, остаток ссудной задолженности по кредитам физлицам перед банками к 1 мая составил 3,572 триллиона рублей. Весь прошлый год и первый квартал этого года наблюдалось снижение этого показателя: только за 2009 год уменьшение составило 11%. Банки объясняли это ухудшением качества заемщиков, повышением требований к ним, а также снижением спроса на фоне кризиса.
В марте портфель таких кредитов вырос на 0,3%, а в апреле уже на 1%. По итогам мая также ожидается рост.
Банки начали выдавать потребительские ссуды в начале 2000-х годов. С тем пор на рынке работает несколько банков, специализирующихся на потребкредитовании: "Русский стандарт" и ХКФ-банк, а также монолайнер по кредитным картам - ТКС-банк. Лидером по объему выданных кредитов населению является Сбербанк.
"При указании в рекламе величины процентной ставки по кредиту в рекламе подлежит указанию также полная стоимость кредита, при этом все эти условия в тексте рекламы должны быть выполнены шрифтом одинакового размера", - говорится в документе.
Законопроект дает и более широкое определение, где лишь как пример приводит данные о стоимости займов. "Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее", - говорится в документе.
Российское законодательство в настоящее время требует от банков раскрывать полную стоимость кредитов потенциальным заемщикам до подписания с ним кредитного договора.
Кто лучше
Кроме того, согласно законопроекту, планируется запретить использование слов в превосходной степени, в том числе "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "первый", "единственный" и словосочетаний с их использованием, а также слов "номер 1", "№ 1", "лидер", "главный" и слов, образованных от них.
Законопроект оставляет и исключения. Эти слова и словосочетания в итоге можно будет использовать, если они являются "частью средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, названия (индивидуального обозначения) обособленного имущественного комплекса либо сведений о местонахождении и иной контактной информации", говорится в документе.
ФАС объясняет, что рекламодатели часто сообщают о свойствах товаров и услуг с использованием слов в превосходной степени и соответствующих словосочетаний. При этом достоверность сведений о наличии преимуществ подтверждается результатами социологических опросов, конкурсов, сравнительных исследований. В рекламе финансовых услуг сравнение с другими продуктами делается, как правило, за определенный период времени или на территории какого-либо региона. "Однако реклама создает впечатление о достоверности такого сравнения при любых обстоятельствах", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Кроме того, указывается в этом документе, некоторая часть информации часто не воспринимается потенциальным клиентом, так как она написана мелким "нечитаемым" шрифтом в текстовой или телевизионной рекламе.
Кроме того, в большинстве случаев опросы, конкурсы и исследования, результаты которых приводятся в рекламе, не являются достаточно репрезентативными, поскольку часто сравнение осуществляется среди ограниченного перечня аналогичных товаров, узкого круга потребителей, по результатам специализированных конкурсов, выставок. Таким образом, вывод о преимуществах рекламируемого товара основан на мнении незначительного круга лиц, говорится в документе.