Депутаты Госдумы предложили сократить разрыв между зарплатами и бонусами начальников и рядовых сотрудников госбанков
Миллионные бонусы банкиров — предмет постоянной озабоченности политиков — в очередной раз привлекли их внимание. Депутаты Госдумы предложили сократить разрыв между зарплатами и бонусами начальников и рядовых сотрудников госбанков. При этом ЦБ уже готовит нормативный документ, вводящий экономически обоснованное регулирование вознаграждения банковских топ-менеджеров.
Законопроект, направленный на ограничение зарплат и бонусов руководителей банков с госучастием, вчера внес в Госдуму депутат от партии "Справедливая Россия" Андрей Руденко. По мнению автора законопроекта, зарплаты топ-менеджеров госбанков и рядовых сотрудников не должны различаться более чем в 18 раз, а премии руководства — превышать зарплаты их подчиненных более чем в восемь раз. При этом возможность топ-менеджмента получить бонусы по итогам года должна зависеть от выполнения финансовых показателей, но даже при таком условии годовой бонус предлагается ограничить 0,01% чистой прибыли за год, или не более чем 12 окладами. При увольнении топ-менеджер, по мнению автора документа, не должен получать "золотой парашют" свыше четырех окладов. "В госбанках наблюдается резкий разрыв в зарплатах между топ-менеджментом и рядовыми сотрудниками, которые зарабатывают в ряде регионов 10 тыс. руб. в месяц, что неприемлемо",— отмечает Андрей Руденко. При этом руководитель Сбербанка ежегодно может получать до $5 млн, говорится в пояснительной записке к законопроекту. По словам господина Руденко, эта информация получена из открытых источников и СМИ. В Сбербанке от комментариев отказались. Высвободившиеся в результате сокращения зарплат топ-менеджеров средства "могут быть направлены в том числе на повышение оплаты труда других работников", говорится в записке.
О необходимости ограничить бонусы руководителей компаний, получающих господдержку, и топ-менеджеров госкомпаний говорил в 2009 году Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента.
В большинстве госбанков традиционно не комментируют законопроекты. "Решение по подобному законопроекту должно быть максимально взвешенным и принимать во внимание как социальный и регуляторный аспекты, так и конкурентную ситуацию на рынке труда, а также задачи, которые основной акционер — государство — ставит перед той или иной госкомпанией",— считают в РСХБ. По словам одного из собеседников "Ъ", сейчас оклады топ-менеджеров и рядовых сотрудников различаются в десятки раз. "При предложенных депутатом ограничениях госбанки столкнулся с массовым оттоком квалифицированных кадров",— отмечает он.
Впрочем, вероятность того, что предложенный законопроект будет принят, невелика. "Мы считаем, что госбанки, как и частные, одинаково несут ответственность как перед вкладчиками, так и перед собственными акционерами, поэтому бонусы должны определяться экономическими показателями, а не искусственно тарифной сеткой",— пояснила "Ъ" глава комитета Госдумы по финрынку Наталья Бурыкина. Именно в этом контексте вопрос контроля за системой вознаграждений, причем во всех российских банках, поднят ЦБ. На прошлой неделе Банк России обнародовал проект инструкции, в которой определены принципы расчета, корректировки, отсрочки и даже отмены бонусов руководства и сотрудников банков, за невыполнение которых банкам будут грозить санкции.
Хедхантеры также считают инициативу провальной. По словам председателя совета директоров TopContact Артура Шамилова, депутатская инициатива — это популизм. "В госбанках рядовые сотрудники с точки зрения зарплат и соцпакета сейчас даже более защищены, чем в частных",— поясняет он, добавляя, что предложение господина Руденко — "чистый социализм".