Судебные приставы получили возможность вписывать свое "особое мнение" в кредитную историю должников: об этом ведомство уже договорилось с российскими банкирами.
Глава Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков и президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян подписали соглашение, в котором в том числе договорились дружить не только домами, но и информационными базами. Теперь банки смогут запрашивать справку на человека, попросившего кредит, и в службе судебных приставов. Так что если у гражданина уже были какие-то неприятности с долгами, от новых кредитов его уберегут. В свою очередь банкиры не будут скрывать счета должников от судебных приставов.
- С одной стороны - это формирование кредитной культуры, поскольку для нас важны не только конкретные исполнительные производства по возвращению кредита, но предупреждение самих конфликтов, которые порождают эти документы, - заявил Артур Парфенчиков. - Ведь мы только подходим к осознанию понятия "кредитная история". С другой стороны - банки являются носителями информации по подавляющему большинству должников.
По его словам, хотя взаимодействие строится согласно законодательству, остается ряд острых вопросов, которые надо обсуждать. Ведь банковскую тайну тоже никто не отменял. Хотя и у приставов тоже есть определенные полномочия на счет раскрытия финансовых секретов должников.
По соглашению банки будут предоставлять приставам информацию исключительно в размере требований по исполнительному документу. Сколько человек должен, столько и надо найти.
Правда, некоторые эксперты опасаются, не навредит ли клиентам банков лишняя информация от судебных приставов. Допустим, были когда-то у человека проблемы, но он честно все выплатил, и судебным приставам не пришлось за ним долго бегать. Однако с точки зрения банков это все равно чистейший компромат, они ведь не благотворители, почему должны давать деньги человеку, который проявил себя как неаккуратный должник?
Инициатива подписания такого соглашения исходила от самих банкиров - комитета Ассоциации российских банков по ипотеке. И первоначально планировалось решать проблемы именно в сфере ипотечного кредитования. Однако, как рассказали "РГ" в ассоциации, в ходе работы над документом стало понятно, что он будет важен и для других банковских сфер.
- Мы заинтересованы, чтобы скорость работы судебных приставов возросла, - сказал "РГ" председатель комитета Ассоциации российских банков по ипотеке Андрей Крысин. - Цепочка взаимодействия кредиторы - приставы - реализаторы арестованного имущества должна работать быстро. Это, кстати, и в интересах должника. Ведь если реализация затягивается, он все глубже погружается в долговую яму за счет набегающих процентов.
Также, по его словам, необходимо создать в Ассоциации российских банков информационный центр, который мог бы быстро находить счета того или иного человека. Понятно, что судебные приставы не могут направить запросы абсолютно во все банки. Это физически невозможно. Поэтому сегодня пристав пишет запросы в самые известные банки, а также старается каким-то иным способом узнать, где должник хранит средства. Запросы же в адрес малоизвестных банков направляются только в том случае, если есть, как говорится, прямая наводка. Если же идея будет принята, приставу будет достаточно запросить ассоциацию банков, а она сама найдет счета должника, даже если они спрятаны в каком-нибудь маленьком и неизвестном банке.