Банкиры больше не смогут скрывать условия займов на баннерах и в интернете
Рассказывать потенциальным клиентам о низких процентных ставках при помощи метровых цифр на рекламных площадях, при этом прописывая маленькими буквами условия получения займа, кредиторы больше не смогут. Теперь банки обязаны будут в рекламе, на сайте, в мобильном приложении и офисе указывать таким же шрифтом рядом со ставкой и диапазон значений полной стоимости кредита, включающей в том числе сумму страховки заемщика. Такой закон, ранее принятый Госдумой, Совет Федерации одобрил на пленарном заседании 19 июля.
Все должно учитываться
Представляя закон на пленарном заседании, автор инициативы, вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев пояснил, что нововведение предусматривает включение в расчет ПСК любых платежей заемщика в пользу кредитора или третьих лиц, «в том числе по оплате их услуг, предлагаемых заемщику при предоставлении потребительского кредита». Закон относит к таким платежам не только те, что предусмотрены в кредитном договоре, но и другие, от которых фактически зависят условия займа — ставка, срок и так далее. В частности, это может касаться страховки жизни и здоровья или страховки автомобиля, выступающего залогом по кредиту.
Если в кредитном договоре несколько процентных ставок, стоимость кредита следует указать исходя из максимальной и минимальной ставки. Это позволит сделать кредитование более прозрачным для потребителей, уточнил Николай Журавлев.
Закон также снижает риск навязывания дополнительных услуг и расширяет возможности отказаться от них. Кредитор будет обязан направить заемщику уведомление с перечнем услуг, на которые клиент дал согласие, и предельным сроком для отказа. Этот срок увеличивается с 14 до 30 дней. Услуги, не связанные с кредитом, но проданные вместе с ним должны оформляться отдельным заявлением. Правила возврата денег за ненужные услуги распространяются также на товары и работы.
Кроме того, вводится запрет на рекламу финансовых продуктов, когда кредиторы привлекают клиентов низкой процентной ставкой, но не акцентируют внимание на условиях ее получения. Теперь банкиры обязаны будут в своей рекламе, на сайте, в мобильном приложении и офисе указывать рядом со ставкой диапазон значений ПСК таким же шрифтом.
Большинство норм закона вступит в силу через 180 дней после опубликования, положение о рекламе — через 90 дней.
Нечитаемый шрифт наказуем
«Если условия договора прописываются, то все существенные моменты документа должны быть обозначены специально выделенным шрифтом и представлены для ознакомления. Если кто-то этого не сделал, то на него можно подавать в суд и этот процесс будет выигран», — пояснил депутат.
Впрочем, уточнил глава комитета, сначала можно обратиться в специально созданную службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ. Здесь рассматривают жалобы потребителей не только на кредитные организации, но и на страховые компании, МФО и профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Так или иначе, но замеченная в нарушениях финансовая организация должна будет вернуть клиенту деньги и выплатить штраф, при этом исправив подходы к оформлению документов, отметил Анатолий Аксаков.