07 февраля 2012
1795
поделитесь с друзьями

За последние четыре года число исков физлиц к коммерческим банкам выросло в 50 раз и превысило 257 тысяч

Россияне, привыкнув занимать у банков, научились с ними судиться. За последние четыре года число исков физлиц к коммерческим банкам выросло в 50 раз и превысило 257 тысяч. Снять противоречия может закон "О потребительском кредите".
 
В 2011 году было зарегистрировано 257,6 тысячи обращений россиян в суды с жалобами на неправомочные действия банков. Об этом заявил глава Ассоциации банков «Россия», замглавы банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков.
 
По его словам, заемщики зачастую пытаются оспорить в суде законность договора — речь идет о так называемых скрытых комиссиях, которые берет банк, но не отражает этого в условиях договора. Аксаков обращает внимание на тот факт, что суды в регионах выносят разные вердикты по аналогичным искам: так, в одних регионах какие-то комиссии по кредиту суд признает законными, в других регионах решает спор в пользу заемщиков.
 
Анатолий Аксаков призывает банковское сообщество быть более корректным по отношению к клиентам — чтобы не создавать негативный фон, который затрудняет продвижение законов, необходимых рынку банковских услуг.
 
Зампред ЦБ Михаил Сухов считает, что сократить число обращений граждан в суды должен закон «О потребительском кредите», который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме.
 
Законопроект подразумевает появление стандартного документа по кредиту — паспорта этого кредита. В нем будут описаны все условия банковского продукта, включая ставку по кредиту, график его погашения, сумму комиссии, если ее взимает банк. При этом паспорта кредитов во всех банках будут строиться по одному принципу и человек еще до заключения договора с банком может провести маркетинговое исследование и по его результатам выбрать для себя банк.
 
Увеличение числа исков в первую очередь связано с бурным ростом потребительского кредитования в стране, говорит BFM.ru аналитик ФГ БКС Богдан Зыков. Он отмечает, что с 2007 года многие банки агрессивно рекламировали свои кредитные продукты для населения, и неудивительно, что число не очень довольных условиями росло.
 
Кроме того, не стоит недооценивать и рост финансовой грамотности населения: за четыре года многое изменилось, и люди в крупных городах уже знают, что такое процентная ставка, не раз слышали про термин «скрытые комиссии» и уже пытаются понять, чем они чреваты, говорит Зыков.
 
Председатель совета директоров УК «Столичная финансовая корпорация» Павел Геннель отмечает, что суды достаточно эффективно разрешают такие споры. «Проблема же вынесения разными судами противоположных по смыслу решений достаточно легко может быть решена обобщением практики по этим делам в Верховном суде», — считает он.
 
Закон «О потребительском кредите» снизит количество исков, поскольку банки начнут работать в абсолютно четком правовом поле, и у потребителей не будет весомых оснований для судебного разбирательства, убеждает Богдан Зыков.
 
Он также обращает внимание на то, что до сих пор многие клиенты банков невнимательно читают договор прежде, чем взять кредит — если бы это было не так, большинство не стали бы брать в долг, понимая, что эта услуга им не по карману.
 
«На мой взгляд, никакой специальный закон о потребительском кредите не требуется. Что же касается возникновения «атмосферы негатива», то для ее исчезновения банкам стоит банально соблюдать законодательство и быть более честными со своими клиентами», — полагает Павел Геннель.

Похожие новости
Похожих новостей нет.