Возможность вместо необходимости: 2022 год изменил мотивацию покупки жилья
По данным аналитиков группы «Самолет», у людей изменилась главная мотивация покупки квартиры. Если раньше на рынок выходили практически только клиенты с острой потребностью решения конкретных проблем и задач: избавиться от бремени аренды или купить жилье ребенку, то в 2022 году люди спешили приобрести квартиру и улучшить жилищные условия потому, что у них появилась такая возможность. Низкие ипотечные ставки уменьшили финансовую нагрузку на семейный бюджет, поэтому людям стало доступно то жилье, которое они не могли себе позволить еще два года назад.
В предыдущие годы главной причиной покупки была необходимость решения насущных проблем.
- В 2020 году большая часть покупателей, 27% от общего числа, главной причиной называли необходимость покупки для детей или родителей.
- В 2021 году главным фактором (23%) стало желание отказаться от аренды.
- В 2022 году при сохранении основного запроса на улучшение жилищных условий или приобретение собственного жилья, наиболее сильным толчком к покупке квартиры стала низкая ипотечная ставка, ее выделили 29% респондентов.
В прошлом году на рынке получили широкое распространение программы с субсидированными ставками от 0,01% до 3%. Снижение ежемесячного платежа позволило активнее брать кредиты даже тем, кто одновременно должен оплачивать аренду. Так, за последние два года среди покупателей жилья в новостройках заметно выросла доля проживающих в арендованной квартире – с 29% до 38%.
При этом низкие ставки существенно расширили возможности покупателей – в 2022 году вместо покупки самых дешевых лотов они могли себе позволить жилье, которое реально хотят. В структуре спроса за прошлый год выросла доля двухкомнатных (с 41% до 46%) и трехкомнатных (с 15% до 18%) квартир. Доля однокомнатных квартир в общем числе продаж снизилась с 41% в 2021 году до 32% в 2022 году. Это произошло на фоне изменения возрастной структуры спроса – квартиры в новостройках все чаще покупают люди в возрасте 26-35 лет. В прошлом году их доля среди покупателей составляла 37% против 33% в 2021 году и 27% в 2020. Это возраст, в котором людям обычно становится нужно жилье побольше из-за создания семьи и рождения детей. При этом для них важнее именно увеличение комнатности, в то время как предпочтения по площади за два года практически не изменились.
«Благодаря рекордно низким субсидированным ставкам покупатели получили возможность приобрести жилье лучшего качества за те же деньги. Поэтому сейчас они преимущественно покупают квартиры для себя, для повышения качества жизни, а не для того, чтобы сохранить или преумножить сбережения. Доля покупок с целью перепродажи за последний год снизилась с 10% до 6%, инвестиции с целью сдачи в аренду остались на том же уровне – 12%», - отмечает Кирилл Храпов, коммерческий директор группы «Самолет».