Аналитики финансового маркетплейса «Выберу.ру» опросили 4 тысячи россиян в возрасте от 18 до 60 лет, чтобы выяснить, готовы ли те приобрести недвижимость дистанционно, не посещая отделение банка.
Крупные банки создают цифровые экосистемы и целые виртуальные пространства для заключения ипотечных сделок онлайн, чтобы не только сэкономить время клиентов, не привязывая их к конкретной локации, но и сократить собственные операционные издержки. В «Выберу.ру» выяснили, изменилось ли отношение россиян к дистанционной покупке квартир.
Оказалось, что 28% опрошенных готовы отправить заявку на ипотечный кредит через онлайн-сервисы и маркетплейсы, но заключать договор будут только в банке, 26% опрошенных согласны провести сделку полностью дистанционно, используя цифровой профиль и квалифицированную электронную подпись. Остальная часть респондентов пока еще не верят в безопасность проведения цифровых сделок (25%) или вовсе не проинформированы о работе цифровых сервисов (21%). Этот показатель значительно ниже прошлогоднего – в 2023 году 40% опрошенных не имели представления о том, что такое цифровая ипотека.
«Ипотечная сделка является для клиента одной из наиболее сложных и энергозатратных в рамках остальных банковских услуг. Человеку необходимо подобрать жилье, получить одобрение банка, провести оценку недвижимости, оформить страховку, и, наконец, заключить договор – все эти шаги требуют использования различных, зачастую разрозненных сервисов. Интеграция ипотечных продуктов в онлайн-сервисы делает жизнь клиентов, которые привыкли к высокому цифровому опыту в других сферах, проще и удобнее, а предоставление банковских услуг – прозрачнее.
2023 и 2024 годы принесли уже несколько совместных проектов в области цифровизации ипотеки, которые запустили лидеры банковской и строительной отраслей, а также онлайн-сервисы для поиска жилья. Эти тенденции доказывают, что принцип «одного окна» для проведения сделок с недвижимостью на рынке новостроек интересен потребителям. Цифровизация ипотечного сервиса позволяет застройщикам расширить географию продаж, а банкам – увеличить конверсию: финансовые организации в режиме реального времени контролируют, на каком этапе находится заемщик, требуется ли ему помощь менеджера. Таким образом, снижается вероятность того, что клиент может уйти со сделки, например, из-за сложности оформления документов», – говорит Ярослав Баджурак, исполнительный директор «Выберу.ру».