10 января 2017
1468
поделитесь с друзьями

Алексей Волков: Розничное кредитование в России начало оживать

Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков.

Розничное кредитование в России начало оживать, но перед банками стоит задача не менее важная, чем наращивание выдачи кредитов, – сохранить качество кредитного портфеля, отобрав наиболее привлекательных и надежных заемщиков.

Стабилизация. Что дальше?

Банкиры и регулятор констатирую признаки стабилизации рынка розничного кредитования в России, и статистика это подтверждает. Так, в текущем году портфель розничных кредитов ежемесячно рос с конца лета, а по итогам октября впервые за многие месяцы вышел на положительные темпы роста в годовом выражении.

Но в разных секторах это восстановление идет неоднородно. Так, говорить о полномасштабном восстановлении рынка и его достижении докризисного уровня можно лишь в ипотеке, да и то благодаря программе господдержки. Согласно данным НБКИ, по итогам трех кварталов 2016 года количество выданных ипотечных кредитов оказалось на 82% выше уровня предыдущего года. Во всех остальных сегментах розничного кредитования уровень выдачи кредитов хоть и увеличился на десятки процентов по сравнению с предыдущим годом, все равно еще далек от показателей докризисного 2014 года. Например, по кредитным картам выдачи на 23% ниже 2014 года, по кредитам на покупку потребительских товаров – на 20% ниже, а по автокредитам – на 36% ниже. И по абсолютной величине портфель необеспеченных розничных кредитов в годовом выражении по-прежнему находится «в минусе».

Наблюдается и стабилизация качества заемщиков с действующими кредитами. Банк России в своем обзоре финансовой стабильности говорит о повышении качества необеспеченных кредитов, выданных после 2014 года – ожидаемая по ним доля «плохих ссуд» вдвое ниже, чем по ссудам, выданным в 2013-14 годах.

Это наблюдение регулятора подтверждается динамикой индекса кредитного здоровья, который рассчитывается НБКИ совместно с компанией FICO. После более трех лет падения (с начала 2012 года и до осени 2015 года) и примерно года стабилизации этот индекс во II-III кварталах 2016 года показал рост два квартала подряд, что внушает надежду на улучшение ситуации.

Таким образом, на рынке виден позитивный тренд, при этом имеется потенциал дальнейшего роста кредитования. Однако, как свидетельствуют данные НБКИ, кредитное качество заемщиков на входящем потоке заявок снижается. Об этом говорят данные скоринга, то есть оценки «риска дефолта» заемщика на основании данных бюро кредитных историй (чем выше скоринговый бал, тем лучше заемщик, а вероятность дефолта - меньше). В 2016 году этот показатель в среднем был устойчиво ниже, чем в 2015 году.

Снижается не только среднее качество входящих заявок, но и среднее «кредитное качество» заемщиков по одобренным заявкам, причем эта тенденция устойчиво наблюдается от месяца к месяцу с весны текущего года. Это подтверждает обоснованность высказанных Банком России в начале года опасений, что ряд розничных банков смягчили андеррайтинг в погоне за клиентами.

Но это – объективная реальность, с которой приходится работать банкам, поскольку экономическая ситуация и снижение реальных доходов негативно отражаются на клиентах. В этих условиях на первый план для банков выходит вопрос, кого можно кредитовать без особого риска. Ответ на это может дать такой инструмент, как скоринг, который обладает высокой прогностической ценностью.

Скоринг как инструмент первичного отбора клиентов

Скоринг бюро оценивает потенциальную возможность исполнения заемщиком своих обязательств по выплате кредита на основании данных, содержащихся в бюро кредитных историй и отражающих поведение заемщика в прошлом. Статистика свидетельствует, что этот инструмент может эффективно использоваться для оценки риска дефолта заемщика.

Так, можно убедиться, что уровень просрочки по кредитам имеет обратную зависимость от уровня скорингового балла. Например, если смотреть на розничный портфель в продуктовом разрезе, известно, что самая низкая просрочка – у ипотечных кредитов, далее идут автокредиты, и лишь затем – необеспеченные кредиты (потребительские кредиты, кредитные карты). Такую же картину, только «зеркальную», дает скоринг НБКИ по итогам трех кварталов 2016 года: самый высокий балл – у ипотеки, далее идут автокредиты и потребительские кредиты и кредитные карты.

Другой пример - не продуктовый, а региональный. По данным НБКИ, средний скоринговый балл выше в тех регионах России, в которых наблюдается наименьшая просрочка.

При этом скоринг не просто по факту «фиксирует» состояние заемщика, а обладает высокими прогностическими свойствами. Чтобы показать это, мы сопоставили уже известное на текущий момент качество обслуживания ипотечных кредитов с присвоенным скоринговым баллом на момент их выдачи два года назад. Выяснилось, что вероятность дефолта у 10% заемщиков с наименьшими баллами в 10 раз выше, чем у 10% заемщиков с максимальными баллами. То есть наблюдается четкая обратная связь между уровнем скорингового балла на момент выдачи кредита и вероятностью дефолта по кредитам спустя несколько лет.

Скоринг является полноценным инструментом, который поможет определить вероятность исполнения заемщиком своих обязательств. Конечно, было бы заманчиво просто отсеивать всех, у кого низкий скоринг, и кредитовать тех, у кого он высокий. Однако что делать в условиях, когда снижается качество входящего потока? Неправильные шаги здесь могут привести к нежелательным последствиям в виде падения объемов кредитования и снижения рентабельности.