01 июля 2019
1243
поделитесь с друзьями

Анатолий Печатников: Банковская система в целом готова к переходу на эскроу-счета

С 1 июля вступила в силу новая система покупки первичной недвижимости. На смену долевому строительству пришли проектное финансирование и эскроу-счета. О том, готов ли рынок к таким преобразованиям, и об участии банков в этой системе руководитель отдела «Недвижимость» радиостанции Business FM Валерия Мозганова поговорила с зампредседателя правления банка ВТБ Анатолием Печатниковым.

Анатолий Печатников: Мы начали переходить на новую схему работы еще в ноябре прошлого года. На сегодняшний день мы финансируем 35 строительных проектов практически во всей географии РФ. Механизм уже на практике функционирует, и с учетом такого плавного перехода, который установило правительство, я не думаю, что будут какие-то серьезные потрясения в строительной отрасли в связи с этими обстоятельствами.

- У вас есть какие-то общие принципы, например маржинальность, с которой вы готовы работать?

Тут каждый проект уникален. Прежде всего, конечно, мы обращаем внимание на его потенциальную конкурентоспособность на фоне рынка, достаточно насыщенного предложениями, насколько этот проект будет потребителю интересен, это основное. Экономику-то определяет как раз спрос на строящиеся объекты.

- Вправе ли потребители, которые будут открывать у вас эскроу-счета, рассчитывать на какие-то льготы и бонусы в части ипотеки?

К сожалению, новая экономика, которая складывается из-за старта этой реформы и новой схемы финансирования, всю выгоду транслирует в адрес строительной компании. Потому что если раньше строители фактически бесплатными деньгами физических лиц финансировали стройку, то сейчас те, кто не располагает достаточным количеством собственных средств, вынуждены привлекать проектное финансирование у банков, соответственно, это новая статья затрат. Чтобы минимизировать расходы застройщиков, все выгоды от бесплатного размещения денег на счетах эскроу адресуются как раз строительной компании для удешевления строительных проектов. Поэтому граждане в этом смысле никаких доппреференций от того, что они используют эскроу-счет, условно говоря, в нашем банке, не получают.

- Как бы вы в целом оценили ситуацию в банках, насколько они действительно готовы к переходу на проектное финансирование и эскроу-счета?

Большая часть строительства, которая и в прошлые годы осуществлялась (у нас объем вводимого жилья достигал 90 млн квадратных метров), — это не новый продукт для кредитных учреждений, такая практика есть. Более того, рынок так и работал многие годы, потому что, даже несмотря на возможность привлекать денежные средства со стороны физических лиц, все равно строители нуждались в дополнительной опоре на кредитные средства, потому что сбыт тоже имеет сезонность, и строители демонстрировали разную политику, многие придерживали продажу жилья, доводя фактически до финальной стадии готовности домов. Поэтому я считаю, что банковская система в целом готова. Более того, сейчас только 30 новых проектов будут нуждаться именно в проектном финансировании и эскроу-счетах, остальные 70 продолжат свою реализацию по старым схемам. Поэтому это не является каким-то большим вызовом для банковской системы.

- Вы тоже поддерживаете тезис, что новая система станет надежнее для потенциального потребителя?

Конечно. Ради потребителя это все и затевалось. Это же позорное явление, что у нас 190 тысяч обманутых дольщиков в стране. Конечно, нужно полностью исключить инвестиционные и строительные риски. Люди хотят купить готовый конкретный товар. Они платят деньги и должны получать ключи — такая формула должна работать. Они не должны нести риски — банкротство строительной компании или недостаток финансирования. В этом смысле та схема, которая сегодня запустилась, как раз и снимает эту проблематику с бюджета наших граждан, они теперь будут полностью избавлены от всех этих рисков. Даже в случае неудачи строительного проекта денежные средства им будут полностью возвращены.