Международные резервы
В последнюю неделю октября (с 24 по 31 октября) международные резервы страны уменьшились на $2,4 млрд до $484,6 млрд, сообщил вчера ЦБ. Днем ранее министр финансов Алексей Кудрин и первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев говорили, что пик оттока капитала из страны пройден.
Резервы постепенно снижаются с 1 августа - тогда они составляли $598 млрд (см. врез). С 17 по 24 октября был зарегистрирован рекорд падения - $31 млрд. Одной из причин было удешевление евро к доллару. Тогда часть резервов, вложенная в активы, номинированные в евро, уменьшилась на $11,6 млрд, а в фунты - на $3,8 млрд. К тому же ЦБ потратился на поддержку рубля.
Неделю спустя валютные интервенции ЦБ были компенсированы переоценкой за счет роста курса доллара, говорит Евгений Надоршин из «Траста». Средний курс евро к доллару 17-24 октября составлял 0,7670 евро/$, неделей позже - 0,7855 евро/$ (-2,4%).
«$2 млрд по сравнению с предыдущим падением в $31 млрд кажутся мелочью», - говорит главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков.
Ослабление доллара на мировом рынке сократило давление на рубль и на внутреннем рынке, говорит главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. В этой ситуации резервы вообще не должны падать, считает он, ведь валютные интервенции ЦБ были небольшими.
Говорить, что резервы больше не будут сокращаться, рано, многое зависит от поведения курса доллар/евро, предупреждает Лисоволик. По прогнозу Гавриленкова, резервы до конца года будут продолжать снижаться «без драматизма» - еще примерно на $30 млрд.
Отчасти сокращение резервов было компенсировано изменением методологии их подсчета: из них больше не вычитаются средства, размещенные ЦБ в зарубежных банках, в капитале которых «значительное долевое участие» российских кредитных организаций. Из данных ЦБ следует, что объем резервов в зарубежных «дочках» российских банков за октябрь увеличился с $800 млн до $2,3 млрд. Кто получил эти $1,5 млрд, в ЦБ узнать не удалось.
Это были «дочки» ВТБ, им потребовались средства для исполнения обязательств, уверяет чиновник. Так же считает бывший первый зампред ЦБ Александр Хандруев. Средства могли пойти как на погашение долгов, так и на выполнение ужесточившихся требований надзорных органов, говорит Хандруев.
Примерно такую сумму - около $1,5 млрд - ВТБ в сентябре разместил в зарубежных «дочках». Тогда его представитель утверждал, что средства получили банки группы в Европе. Эти средства им компенсировали запланированные заимствования, от которых пришлось отказаться, а также пошли на выполнение требований местных регуляторов, уточнил вчера представитель ВТБ. Он уверяет, что перечисленные в сентябре средства «дочкам» пока не возвращались в Россию. И не смог ответить на вопрос, получали ли они в октябре ресурсы от ЦБ.
Это скрытая поддержка, говорит Хандруев. В текущих условиях она уместна, считает председатель комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации Дмитрий Ананьев.