Что думают участники рынка недвижимости о ключевой ставке Центробанка
Решение Совета директоров Банка России оставить ставку на прежнем уровне не принесет изменений рынку недвижимости. Эффект от резкого подъема ключевой ставки с 9,5 до 20% на заседании 28 февраля 2022 года еще не отразился на экономике: инфляция растет, меры поддержки бизнеса только разрабатываются, и пересматривать их сейчас не время, полагают опрошенные "Интерфаксом" эксперты.
Умри, но не сейчас
"Сохранение ключевой ставки Банком России было ожидаемым. Экономический эффект от резкого ее подъема еще не отразился на экономике: еженедельная инфляция превышает 2%", — отметил президент СРО "Региональная ассоциация оценщиков" Кирилл Кулаков.
Напомним, цель повышения ставки — как раз сдержать инфляцию.
"Мы находимся еще только в начале мощной инфляционной волны из-за девальвации рубля, поэтому ЦБ будет проводить и дальше жесткую кредитно-денежную политику", — прогнозирует совладелец "Группы Родина" Владимир Щекин.
При этом делать что-либо дальше пока просто рано, считает коммерческий директор Optima Development Дмитрий Голев.
"Экономика и бизнес постепенно приспосабливаются к работе в нестандартных условиях, рынок недвижимости также постепенно встраивается в новую реальность. Тем более, изменение данного показателя привело бы к необходимости оперативного пересмотра ряда мер поддержки (в том числе субсидий на ипотечные программы и проектное финансирование), которые уже приняты или разрабатываются", — заявил он.
Старший стратег по долговому рынку SberCIB Investment Research Игорь Рапохин тоже считает, что предпринятых Центробанком мер пока достаточно, они себя еще не исчерпали. Это не только повышение ключевой ставки, но и объявленные позже меры контроля за движением капитала.
"Приток средств на депозиты восстановился, спрос на наличную валюту снизился, рубль укрепился к доллару и т.д. Дальнейшие действия регулятора будут зависеть от того, как российская экономика адаптируется к новым условиям", — отметил Рапохин.
Если наступит завтра
Значение нынешних макроэкономических показателей для отрасли по сути сводится к тому, что планировать пока ничего нельзя, говорят эксперты.
"Для девелоперов эта ситуация означает приостановку новых проектов. Горизонт планирования у бизнеса сократился до нескольких месяцев, если не недель. В таких условиях никто не рассматривает долгосрочных инвестиций. Сегодня у застройщиков главная проблема — завершить начатое, сохранив при этом маржинальность", — рассказал Кирилл Куланов.
При этом количество сделок по покупке жилья тоже снизится: при фактически запретительных кредитных ставках надежда только на тех, у кого деньги есть на руках, и на программы поддержки.
"Последние две недели мы наблюдаем всплеск цен на вторичном рынке: в Москве за две недели марта жилье подорожало на 3%. Но это цена предложения, а не реальных сделок. В этом сегменте тоже можно ожидать стагнации: не так много покупателей, готовых приобрести квартиру без использования ипотеки и кредитования. Точечные покупки будут совершаться, цена предложения не упадет, но и большого оживления на этом рынке ждать не стоит", — считает Кулаков.
О том, что для продолжения строительства девелоперам нужна помощь государства, говорит и Владимир Щекин.
"Ставки по кредитам для застройщиков и населения останутся высокими, и, соответственно, строительной отрасли жизненно необходима поддержка государства в виде субсидирования ставок по ипотеке и проектному финансированию. Чтобы инвестиционный процесс в строительстве не остановился, ставки необходимо снизить хотя бы до 10–15% годовых, и эти меры нужно принимать срочно", — подчеркнул глава компании-девелопера.
Малышка на миллион
Дорого стало не только всё, но и всем. Если бы ключевую ставку повысили и сегодня, для застройщиков это могло бы оказаться критичным, возросли бы расходы бюджета на субсидирование льготных ипотечных программ и пр.
"Ключевая ставка влияет не только на ипотеку, но и на проценты по проектному финансированию, а также кредиты на текущую деятельность организации. Поэтому очередное повышение данного показателя привело бы к дальнейшему снижению доступности заемных средств, а также росту издержек на обслуживание кредитов, что критично для всех участников рынка", — напомнил Дмитрий Голев.
Госбюджету тоже непросто: льготная ипотека стала драйвером рынка во время коронавирусного кризиса, но государство обязалось субсидировать ставку в течение всего срока кредита. То есть на ближайшие 30 лет расходы обеспечены. По данным РБК, убытки только от прошлого повышения ставки составят около 210 млрд рублей.
"Государство по-прежнему поддерживает субсидирование льготной ипотеки — а это более 2,5 млн кредитов. Очевидно, что нагрузка на бюджет при этом возросла, но даже не отказ, а простая корректировка условий по этой программе грозит серьезными социальными последствиями. Поэтому свои обязательства государство будет исполнять и далее. Но о возобновлении инвестиционной активности в сфере недвижимости можно будет говорить только при снижении ключевой ставки ниже 10%", — считает Кирилл Куланов.
Следующее заседание Центробанка по ключевой ставке по плану состоится 29 апреля. Если не понадобится собирать внеочередное, как 28 февраля.