Обсуждаемый закон о банкротстве физлиц обнажил проблему. Российские банкиры с тревогой ждут появления закона о банкротстве физлиц. Вызывающий жаркие споры законопроект может быть принят до конца этого года. Однако представители банковского сообщества отмечают, что для реализации закона в стране отсутствует элементарная база. В частности, нет маневренного фонда: это грозит тем, что массу несостоятельных ипотечных заемщиков будет просто некуда расселять, заявляют в Уральском банковском союзе. В том, что доля "плохих" кредитов вырастет в разы, банкиры почти не сомневаются.
Эксперты не прекращают обсуждать скорое внесение в Госдуму России законопроекта о банкротстве физических лиц. Если это произойдет в июле, то через три думских чтения, Совфед и подпись президента законопроект может пройти к концу 2010 года. В нынешней редакции он предлагает разрешать гражданам объявлять себя банкротами при сумме долга в 50 тыс. рублей - т.е. имея кредит на такую относительно небольшую сумму, у россиян появится возможность не отдать эти деньги банку. Представители кредитных учреждений полагают, что у населения появится дополнительный стимул не платить по кредитам. В условиях по-прежнему невысокой платежеспособности, к которой привел экономический кризис, на банки может обрушиться шквал "плохих" кредитов.
"Определенные опасения вызывает скорое принятие закона о банкротстве физических лиц. Граждане могут начать объявлять себя банкротами, в том числе и по ипотечным кредитам. При этом в регионах до сих пор не решен вопрос формирования маневренных фондов жилья, необходимых для переселения граждан", - заявила председатель Уральского банковского союза Валентина Муранова. Кроме того, на этот факт она обратила на днях внимание свердловского губернатора Александра Мишарина во время обсуждения перспектив малоэтажного строительства.
По словам Мурановой, в какой-то степени маневренный фонд в той же Свердловской области существует, но на сегодняшний день он себя не оправдывает. "В каких-то чрезвычайных ситуациях людей приходится отселять в гостиницы либо турбазы. Аналогичная ситуация наблюдается в целом по России. Конечно, время для строительства такого жилья за счет муниципалитетов сейчас не самое подходящее - кризис, однако эту проблему каким-то образом надо решать", - говорит глава УБС.
Она вспоминает, что несколько лет назад экс-министр экономики и труда Свердловской области Галина Ковалева планировала ликвидировать дефицит резервного фонда жилья за счет банков. "Нам предложили профинансировать строительство жилья для маневренного фонда. Но если бы даже пошли на это, то в случае экстренного расселения граждан не могли бы его использовать - отселять их по закону можно только в муниципальное жилье", - отмечает г-жа Муранова.
По большому счету, говорят в УБС, дефицит маневренного фонда в стране актуален не только применительно к банковской практике, но и к действиям Службы судебных приставов. "Все мы знаем, что сейчас у населения достаточно часто возникают проблемы с неплатежами за коммунальные услуги. В таких случаях к людям приходят судебные приставы, уже есть первые случаи выселения из квартир. Куда потом девать этих людей?!", - задается вопросом собеседница агентства. В инвестиционном холдинге "Финам" тоже считают, что закон о банкротстве грозит волной банкротств. Там ссылаются на мнение игроков и экспертов кредитного рынка, которые не исключают, что закон спровоцирует процесс массового банкротства. Граждане, чтобы не платить по счетам, просто завалят суды заявлениями на признание их банкротами - подобный опыт уже зафиксирован в США.