Дмитрий Синочкин: C 1 июля по новой схеме будут работать лишь единичные застройщики
По данным заместителя ЦБ уже 11 банков получили заявки на предоставление проектного финансирования. 50 договоров уже заключено и более тысячи эскроу-счетов открыто. И это — не предел, считают в Центробанке: пока с застройщиками могут работать 63 кредитные организации, однако, как заявлено, их число может увеличиться
«Потенциал роста финансирования банками застройщиков составляет 16 трлн рублей. Финансовые возможности российских банков и уполномоченных банков в частности позволяют обеспечить такой уровень кредитования», - пояснила зампред ЦБ Ольга Полякова.
Однако эксперты не столь оптимистичны. Они считают, что переход на эскроу-счета будет долгим и непростым.
«Уже понятно, что с 1 июля по новой схеме будут работать лишь единичные застройщики. По данным на конец февраля, в Петербурге не было ни одной компании, подавшей заявку в банк, в области — один: «ЛенРусСтрой». Большинство девелоперов будут форсировать стройку, чтобы «вписаться» в условия, разрешающие работать по старой схеме (10% продаж и 30% СМР на 1 июля). А это значит, что в мае-июне нас ожидает демпинг, по крайней мере, по некоторым проектам», - рассуждает Дмитрий Синочкин.
Эксперт считает, что результат реформы в перспективе ближайшей пятилетки очевиден: жилья будут строить меньше, а стоить оно будет дороже.
«Как минимум - на расходы по банковскому обслуживанию кредитов (плюс 15-20% за 2-3 года). Надо учитывать, что в экономсегменте повышение цен на 10% сокращает спрос на 30% (примерно). Доходы граждан почему-то не растут. И ипотека не дешевеет», - продолжает Синочкин.
Напомним, максимальная ставка по проектным кредитам составляет 9%, минимальная — в районе 3%, но в последнем случае эскроу-счета должны собрать 70—80% денег, принесённых дольщиками застройщику.
«Льготная ставка в 3% доступна лишь тем строителям, у кого много дольщиков. Как обычно, банки готовы давать деньги тем, кому они не очень-то и нужны. Кроме того нет ясности, как с эскроу-счетов финансировать социалку, проектирование дорог и прочее. По закону - нельзя. Значит, или эти затраты пойдут из прибыли (что угрожает финансовой устойчивости компании), либо будут проблемы со сдачей объектов (региональные власти будут тормозить)» - продолжает Дмитрий Синочкин.