21 января 2022
1444
поделитесь с друзьями

Росреестр: Доля электронной ипотеки выросла до 80%

В Росреестре под председательством заместителя руководителя ведомства, руководителя цифровой трансформации Елены Мартыновой состоялась встреча с представителями кредитных организаций и застройщиков. Участники подвели итоги взаимодействия за 2021 год и обсудили основные вопросы и перспективы сотрудничества на предстоящий период.

Как отметила заместитель руководителя Росреестра, перед ведомством поставлены масштабные задачи по повышению качества и доступности услуг ведомства, их переходу в цифровой формат в интересах заявителей. Выполнение этих задач невозможно без прямого и открытого диалога с профессиональными участниками рынка недвижимости.

«Благодаря комплексной работе, процесс взаимодействия с участниками рынка стал прозрачным и удобным. Это в том числе повлияло на рост электронных услуг Росреестра. Доля таких заявлений за 12 месяцев 2021 года составила 46%, что на 15% больше, чем годом ранее. Доля электронной ипотеки выросла до 80%, что в 4 раза превышает показатель нацпроекта «Жилье и городская среда». Мы реализовали проект «Электронная ипотека за 1 день» - сегодня 65% всех заявлений по ипотеке в стране оформляется в сокращенные сроки. Нам удалось изменить взаимодействие ведомства с кредитными организациями так, чтобы при оформлении ипотечных сделок банки напрямую направляли пакет заявлений в Росреестр, и человеку не нужно было обращаться в МФЦ. Это помогает людям просто и быстро решать вопросы, связанные с приобретением и продажей недвижимости, не тратить время на заполнение бумажных документов», - заявила Елена Мартынова.

Еще в 2020 году ведомство организовало системную работу с застройщиками, кредитными организациями, нотариусами и кадастровыми инженерами. Со всеми участниками созданы рабочие группы, отрабатываются ключевые вопросы, обеспечена непрерывная техническая поддержка.

С банками и застройщиками заключено 134 соглашения о подключении к веб-сервисам Росреестра, с помощью которых можно в режиме онлайн направлять на регистрацию договоры долевого участия и совершать иные регистрационные действия. Это экономит время и ресурсы граждан, значительно ускоряет сроки регистрации.

По ее словам, Росреестр нацелен перейти исключительно на электронное взаимодействие с кредитными организациями и застройщиками. Это заложено в Стратегии развития ведомства до 2030 года и концепции цифровой трансформации Росреестра. Также планируется существенно сократить срок государственной регистрации прав на объекты недвижимости.

«В 2022 году для оперативного реагирования на проблемные вопросы профессиональных сообществ мы хотим уйти от электронной почты и мессенджеров и разработать CRM-систему, внедрить стандарт электронного взаимодействия Росреестра с кредитными организациями и застройщиками, а также доработать ведомственные системы и ввести в эксплуатацию XML-формат договоров купли-продажи, ипотеки и ДДУ. Это минимизирует количество ручных ошибок, автоматизирует заполнение полей во ФГИС ЕГРН. Как следствие, сократится количество отказов и приостановлений регистрации», - отметила заместитель руководителя ведомства Елена Мартынова.

Руководитель направления «Развитие ипотечного рынка» «ДОМ.РФ» Владимир Батанов рассказал о развитии рынка цифровой ипотеки и сервисах по выдаче электронных закладных. «За последние два года ДОМ.РФ и Росреестр провели большую командную работу по обеспечению простоты и прозрачности сделок с недвижимостью, в том числе по развитию сервисов выдачи электронных закладных. С 2020 года существенно повысился информационный обмен между Росреестром и депозитариями, обеспечена простота и прозрачность сделки. За все время выдано более 190 тыс. электронных закладных. Сегодня она оформляется более чем по 14% новых ипотечных кредитов. Это говорит о росте востребованности цифровой ипотеки среди населения», - сказал Владимир Батанов.

В ходе встречи генеральный директор «Института развития строительной отрасли», руководитель портала «ЕРЗ.РФ» Кирилл Холопик представил результаты опроса о взаимодействии застройщиков жилья с Росреестром, который проводился с сентября по декабрь 2021 года. «Согласно результатам, на ежедневной основе электронными сервисами ведомства пользуется 42% застройщиков – это более чем в два раза превышает данные опроса за 2020 год (15,9%). Еще 27% выбирают цифровой формат несколько раз в неделю. Средняя доля электронных заявлений на кадастровый учет и регистрацию прав, подаваемых девелоперами, составляет 54,4% (в 2020 году – 27,6%). На вопрос о том, планируют ли застройщики увеличить цифровое взаимодействие с Росреестром, утвердительно ответили 78% опрошенных. Это говорит о росте популярности электронных сервисов ведомства, о повышении Росреестром их качества и удобства использования для участников рынка», - сообщил генеральный директор «Института развития строительной отрасли Кирилл Холопик.

Директор «Клуба инвесторов Москвы» Владислав Преображенский отметил законодательную работу Росреестра, направленную на снижение административных барьеров для застройщиков. По его словам, упрощение процедур по оформлению объектов является не только своевременным, но и абсолютно необходимым, так как влияет на темпы строительства, инвестиционную активность и на улучшение жилищных условий граждан.

«В 2021 году приняты значимые законопроекты Росреестра, в которых нашли свое отражение предложения Клуба инвесторов Москвы. Федеральным законом № 120-ФЗ значительно ограничены пределы правовой экспертизы при осуществлении государственной регистрации ДДУ, сокращены сроки регистрации второго и последующих ДДУ. Закон № 275-ФЗ установил допустимые пределы (5%) отклонения фактической протяженности построенного линейного объекта от проектной - как для целей ввода объекта в эксплуатацию, так и для кадастрового учета и регистрации прав на такие объекты. Законом № 408-ФЗ упрощена процедура регистрации прав на объекты капитального строительства для застройщиков», - сказал Владислав Преображенский.