Год назад многие российские банки запустили программы реструктуризации для розничных клиентов, что позволило им снизить долговую нагрузку на своих заемщиков, а также не допустить ухудшения качества кредитных портфелей. Лучше всего это удалось универсальным частным банкам, а также ВТБ 24 - у них реструктурировано 2-5% от розничных портфелей.
Одним из первых программу реструктуризации для заемщиков, потерявших работу либо часть доходов, предложил Сбербанк - она подразумевала как конвертацию валютных кредитов в рублевые, так и рассрочку и отсрочку платежей по кредитам. Реструктурировать можно было как потребительские кредиты, так и ипотеку. Следом за Сбербанком в течение года аналогичные программы запустил еще ряд крупных розничных банков. "В начале прошлого года мы оценивали, что лучше: реструктурировать проблемный кредит или добиваться ареста залога и взыскания через суд,- объясняет интерес банков вице-президент Банка Москвы Андрей Лапко.- Но учитывая, как снижались цены на недвижимость и как мы могли бы ее реализовать, мы предпочли реструктурировать эти кредиты". "Наличие программы реструктуризации в кризис всегда повышает лояльность клиентов",- добавляет руководитель направления залогового кредитования блока "Розничный бизнес" Альфа-банка Олег Пятлин.
Однако лишь части из опрошенных "Ъ" банков удалось эффективно реализовать программы реструктуризации. Так, ВТБ 24 за полгода действия программы реструктурировал около 30 тыс. кредитов (2% от портфеля розничных кредитов), при этом большая часть - 24 тыс.- потребительские. В Промсвязьбанке реструктуризацией воспользовалось "5-6 тысяч заемщиков", это около 5% от розничного портфеля, говорит директор департамента розничных продаж Промсвязьбанка Егор Шкерин. В Банке Москвы заявили, что за год реструктурировано "несколько десятков тысяч кредитов", отказавшись назвать более точные параметры. В Альфа-банке заявили лишь ,что объем реструктурированных ссуд составил около 10% от тех, кто обратился в банк с соответствующей просьбой. "Желающих было больше, но не все прошли по критериям,- говорит господин Пятлин.- Если выяснялось, что у клиента есть дополнительная недвижимость, автомобили, но он не хочет их продавать, а хочет просто воспользоваться послаблениями от банка, мы отказывали".
В Сбербанке, чей розничный портфель в 3,5 раза больше, чем у ВТБ 24, за год действия программы ею воспользовались всего 4,5 тыс. клиентов. "Когда Сбербанк запустил программу реструктуризации, мы еще не могли предложить столь привлекательные ставки, как осенью 2009 года",- объясняет директор управления розничного кредитования Сбербанка Наталья Карасева. Кроме того, сотрудники, занимающиеся работой с просроченными кредитами, "были замотивированы не на предложение реструктуризации, а на возврат долга". Другая проблема Сбербанка - низкая финансовая культура населения: "Испытав проблемы с погашением кредита, заемщики начинают скрываться, до них даже нельзя дозвониться, чтобы сообщить о возможности реструктуризации",- говорит госпожа Карасева.
Банки, которым удалось провести массовую реструктуризацию, довольны результатами. "Благодаря этому мы смогли приостановить рост резервов во втором квартале",- уверяет господин Шкерин. Из портфеля проблемных кредитов Промсвязьбанк реструктурировал 10-30%, в зависимости от вида кредитов. "При этом мы ожидали, что на повторную просрочку по реструктурированным кредитам выйдет до 50% заемщиков, а оказалось гораздо меньше: всего 10% не смогло вписаться в новый график платежей",- доволен господин Шкерин. Такая же ситуация в Райффайзенбанке. "Только около 10% клиентов не смогли выполнять обязательства по новому графику, что дает нам основания считать процесс реструктуризации успешным",-говорит член правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. В Банке Москвы этот показатель еще меньше - 2%. В Абсолют-банке дефолтными оказалось "менее 30 из нескольких сотен реструктурированных кредитов", говорит заместитель директора департамента розничного кредитования Абсолют-банка Наталия Хахалина. В Альфа-банке "ни один из реструктурированных ипотечных кредитов на просрочку не вышел", указывает Олег Пятлин, по другим продуктам этот показатель незначительный.