14 июня 2019
690
поделитесь с друзьями

Как снижение ключевой ставки скажется на ставках по кредитам и вкладам

Банк России решил снизить ставку до 7,5% годовых. Регулятор допускает дальнейшее снижение ставки на одном из ближайших заседаний. Как это скажется на рынках и ставках по кредитам и депозитам?

Совет директоров Центробанка 14 июня принял решение понизить ставку на 25 базисных пунктов, до 7,50% годовых, говорится на сайте регулятора.

Банк России отмечает, что замедление годовой инфляции продолжается, и по сравнению с мартом краткосрочные проинфляционные риски снизились. Учитывая это, ЦБ снизил прогноз по инфляции по итогам 2019 года с 4,7–5,2 до 4,2–4,7%. В дальнейшем инфляция будет находиться вблизи целевого значения — 4%, прогнозирует ЦБ.

Регулятор допускает, что в случае, если ситуация будет развиваться в соответствии с базовым прогнозом, возможно дальнейшее снижение ставки на одном из ближайших заседаний ЦБ. На решение Банка России будет влиять динамика инфляции относительно таргета, развитие экономики, а также «риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков».

ЦБ снизил ставку впервые с марта 2018 года. Тогда на совете директоров было принято решение снизить ставку на 25 б.п., до 7,25% годовых. Затем из-за роста цен на бензин, ослабления курса рубля и оттока нерезидентов с российского рынка госдолга ЦБ стал придерживаться более жесткой политики: регулятор повысил ставку дважды – в сентябре и декабре, доведя ее до уровня в 7,75%.

Решение о снижении ставки было ожидаемым. Из опрошенных агентством Reuters аналитиков 29 предсказали смягчение риторики ЦБ и снижение ставки и только три эксперта высказались за сохранение ставки на прежнем уровне. 32 из 34 аналитиков и экономистов, опрошенных агентством Bloomberg, также прогнозировали снижение ставки.

В пользу снижения говорили многие факты. В апреле инфляционные ожидания россиян снизились с 9,4% до 9,3%, а инфляция замедлилась до 5,1%, с 5,3% в марте (к 10 июня составила 5,0%). Ослабилось и внешнее давление. Расследование прокурора Мюллера в отношении вмешательства России в президентские выборы закончилось ничем и санкционная риторика, по крайней мере временно, ушла из повестки, рассказывает главный управляющий портфелем УК «Атон-менеджмент» Константин Святный.

Четкие сигналы к снижению давали и в ЦБ. ««Мы считаем возможным вернуться к понижению ставки во 2–3 квартале», — заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая 6 июня с годовым отчетом в Госдуме.

Рынки

Аналитики не ждут сильной реакции рынков на это решение, так как снижение ставки было ожидаемо. По мнению Константина Святного, решение ЦБ может привести лишь к фиксации прибыли участниками рынка ОФЗ. Если говорить о рынке акций, то решение ЦБ может негативно повлиять на компании из финансового сектора, так как снижение ключевой ставки приводит к уменьшению чистой процентной маржи банков, говорит главный инвестиционный стратег ITI Capital Искандер Луцко. «Кроме того, переход к стимулирующей кредитно-денежной политике обычно связан со слабым ростом экономики, при котором спрос на кредиты уменьшается, а риски неплатежеспособности заемщиков растут», — пояснил он.

Рублю решение регулятора может оказать умеренную поддержку, считает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. По его оценке, курс рубля до конца недели будет находиться в диапазоне 64,3-65,6 рублей за доллар.

Кредиты и депозиты

Что касается ставок по потребительским и ипотечным кредитам и депозитам, то традиционно они копируют динамику ставки ЦБ. Однако, отмечает Святный, для устойчивого снижения рынку нужно убедиться, что ЦБ настроен на серьезное и длительное смягчение ДКП.

По данным ЦБ, максимальные процентные ставки по депозитам в мае опустились до 7,37% годовых. Средневзвешенная ставка по потребительским кредитам физлицам на год в 30 крупнейших банках с декабря прошлого года по апрель 2019 года уже снизилась с 19,52% до 15,15% годовых.

Опрошенные Forbes аналитики ожидают снижения ставок по ипотеке там, где этого еще не произошло. Однако резких изменений не прогнозируют. «Поскольку участники рынка уже закладывали в свою стратегию снижение ипотечных ставок, мы не ожидаем, что решение ЦБ станет мощным стимулом для снижения процентов по ипотеке», — говорит Луцко.

Некоторые банки уже подготовились к снижению. Так, глава Сбербанка Герман Греф на годовом собрании акционеров объявил о снижении ставок по ипотеке на 0,3-0,6 п.п. О скором снижении ставок по ипотечным кредитам заявлял и глава ВТБ Андрей Костин.

Со ставками по потребительским кредитам все чуть-чуть сложнее, так как ЦБ невыгодно, чтобы ставки по ним снижались и росла долговая нагрузка населения, объясняет генеральный директор ИК «Фридом Финанс» Тимур Турлов. Регулятор, опасаясь создания кредитного пузыря, сейчас давит на банки, чтобы замедлить темпы роста потребительского кредитования. «Это в свою очередь негативно сказывается на нормах резервирования и, следовательно, на стоимости для конечного заёмщика по кредитам и не позволяет банкам уменьшать стоимость кредитов», — поясняет Турлов.

По прогнозу Антона Покатовича, летом максимальные ставки по вкладам могут сохраняться на уровне 7-7,25%, ипотечные ставки до конца лета могут снизиться до 9,6-9,8%, а средняя ставка по ипотеке в период за июль-декабрь 2019 года может составить 9,5-9,7%.

Что дальше

Если до конца года против России не введут новые санкции, Банк России может снизить ставку также в сентябре и декабря, по шагу в 25 б.п., считает Искандер Луцко. По его словам, разница между ставкой MOSPRIME на три месяца и форвардами в рублях сейчас указывает именно на снижение ключевой ставки на 50 б.п. уже до заседания 6 сентября.

Снизить рублевую ставку более чем на 0,5% за пару итераций будет сложно, сомневается ведущий аналитик «Иволга Капитал» Иван Марков. По его мнению, инфляция – на которую в первую очередь ориентируется ЦБ — хоть и замедляется, но стабилизировалась выше 5% и, возможно, еще не достигла своего пика.

Кроме того, по мнению Маркова, уже в июле может обостриться ситуация на рынках. А в прошлом году Банк России упреждающе повысил ключевую ставку в том числе на фоне глобальной фондовой напряженности. «Вряд ли поведение изменится этим летом. Накопление золота в международных резервах – тому важное подтверждение», — заключает Марков.