Если сейчас убыло, значит, потом будет всплеск – Филипп Третьяков
Падение спроса на рынке новостроек в настоящее время оценивается в среднем в 50%, говорят эксперты. О том, как выглядит ситуация глазами застройщика, и каких перспектив ждать рынку, рассказал "Интерфаксу" вице-президент по маркетингу и продажам ГК "КОРТРОС" Филипп Третьяков.
- Как вы можете охарактеризовать текущую ситуацию в строительной отрасли? Какие вопросы стоят наиболее остро в данный момент, а что, наоборот, сейчас находится в штатном режиме?
Рынок недвижимости не один раз переживал периоды нестабильности спроса. Сейчас опять такой период. Он характеризуется спадом спроса. Однако стоит помнить, что у этого понятия есть определенная емкость – говоря проще, в течение года у нас есть определенное прогнозное число покупателей, которые должны прийти и приобрести недвижимость, исходя из своих жизненных потребностей. Это число условно стабильно. Поэтому обычно за всплесками спроса идет спад.
Напомню, что в марте этого года мы наблюдали, наверное, один из самых успешных в истории месяцев для реализации недвижимости. После этого совершенно объективно произошел спад продаж, потому что те, кто хотели прийти позже, пришли раньше. Май, июнь, июль характеризовались достаточно заметным падением, но уже в августе мы увидели нормализацию спроса на уровне аналогичного месяца прошлого года, то есть к августу 21 года.
- Эксперты говорят о снижении спроса в октябре, но с уточнением, что это справедливо не для всех объектов и локаций.
Мы работаем в регионах со стабильным спросом и видим совсем несущественные цифры падения. Сентябрь текущего года с точки зрения продаж у нас не менее успешный, чем август. Если же смотреть на статистику не месяц к месяцу, а в более протяженном периоде, то уровень продаж, например, в районе Академический в Екатеринбурге опережает показатели прошлого года. Более того, в этом году мы идем с опережением годового бизнес-плана, который делался в ноябре прошлого года.
- Что поддерживает спрос?
Много факторов. Стоит напомнить, что сегодня, помимо базовых качеств, недвижимость является хорошим инструментом для инвестирования в России: фондовый рынок отличается высокой волатильностью, другие финансовые инструменты стали уже недоступны. Поэтому сегодня инвестор достаточно активный, и покупатель продолжает идти и вкладываться в недвижимость, которая для него понятна, имеет достаточно долгосрочный горизонт для планирования, и ликвидна практически в любой момент времени.
- Как велика роль господдержки?
Очень значительна. Каждый новый кризис, каждый период какой-то нестабильности или волатильности государство очень активно поддерживает рынок. Причем делается это максимально оперативно в ответ на вызовы. В пандемию достаточно быстро вышли с поддержкой отрасли, в этот раз мы видим, что эта поддержка пришла еще быстрее. Благодаря этому, наши покупатели имеют сейчас такие финансовые инструменты, которых у них не было никогда. Если раньше говорили только о снижении процентной ставки, то сегодня мы понимаем, что покупатель может уменьшить свой ежемесячный платеж, то есть жилье уже доступно самой широкой категории покупателей.
- Что Вы думаете о продлении "семейной" ипотеки на полгода? Это сильно подстегнет продажи?
Да, безусловно. В районе Академический мы как раз работаем с семейной аудиторией. Это большая часть наших покупателей, нас это очень сильно поддерживает в других проектах. Также мы понимаем, что это дает нам реальный буст в продажах. Если "семейная" ипотека закончится через полгода, то нам необходимо придумывать новые инструменты, которые будут ее компенсировать, потому что сегодня это обеспечивает от 30 до 40% потока в наших проектах.
- Недавно со стороны ЦБ прозвучала критика в адрес программ застройщиков с ипотекой по ставке под 0,1%. Как вы считаете, это действительно "опасная" маркетинговая стратегия?
По большому счету, комментировать те или иные действия регулятора, занятие неблагодарное. Но, если посмотреть на ситуацию отстраненно, я думаю, что здесь у каждого своя логика и своя правда. Регулятор видит в этом риски, поэтому они на это указывают и, соответственно, необходимо принять решение — может быть, какой-то компромисс, позволяющий, уйдя от этих ставок, получить другие финансовые продукты, инструменты, которые будут настолько же привлекательны для нашего клиента.
- Мы уже больше полугода живем в ситуации жесткого импортозамещения. Есть же вещи, которые объективно абсолютно дефицитны?
Нет. Как раз наша отрасль отличается тем, что мы этот продукт делаем хорошо, мы его хорошо знаем. Здесь нет необходимости ни в каких западных брендах, безусловной сильной необходимости. Большинство застройщиков некоторое время назад говорили о лифтах, но не сошелся свет клином на европейских марках, хотя мы к ним и привыкли. Есть большое количество прекрасных производителей, в том числе и российских, которые уже делают продукцию не хуже. Они не только с точки зрения характеристик, но и визуально уже никак не отличаются от тех же самых популярных западных брендов. Поэтому в нашей программе строительства все, что использовалось ранее и надо было заместить, мы все уже заместили. И сейчас абсолютно спокойно можем сказать — на нас эта ситуация не влияет.
- Давайте попробуем поговорить о будущем — по поводу ваших дальнейших проектов и перспектив. Вы что-нибудь откладывали или у вас все идет в графике?
У нас все идет в графике, нет необходимости откладывать какие-то проекты. Помните, что отрасль перешла на проектное финансирование от банков? Соответственно, мы понимаем, что это достаточно стабильные источники, которые позволят нам полностью реализовать стройку. Ну, а продажи – поток цикличный. Если сейчас убыло, значит потом будет всплеск.
Хочется пояснить для скептиков: если сегодня покупателя нет, если происходит такая ситуация, в которой на какое-то время наши клиенты становятся на паузу, это не значит, что это будет длиться всегда. Мы понимаем, что произойдет обратный рост, и в тот момент, когда это случится, этот спрос будет достаточно существенный. Может быть даже более существенный, чем тот, который позволит нам вернуть объем спроса, не хватившего в прошлых периодах. Исходя из нашего опыта по годам, мы видим, что эта формула работает. Обязательно есть обратный период, когда покупатели возвращаются.