Артем Дубинский: Фабрика ИЦБ – это расширение набора финансовых инструментов для инвестора
Артем Дубинский, - глава российского представительства Finint Securitisation Services рассказал аналитическому центру Русипотеки о своем видении развития рынка секьюритизации в России.
- С начала года в России были закрыты несколько сделок секьюритизации ипотечных кредитов. В стадии подготовки находится еще ряд сделок. Набирает ход Фабрика ИЦБ АИЖК. Как вы могли оценить успешность этих сделок с точки зрения оригинатора?
Сектор секьюритизации продолжает развиваться по своему сценарию, который, состоит из подъёмов, затиший и новых вызовов. Оригинаторы продолжают сталкиваться с новыми сложными ситуациями, решение которых происходит совместными усилиями юристов и консультантов. В результате оригинаторы благополучно реализуют сделки и достигают своих целей - разгрузки капитала и фондирования. Безусловно, кто-то закрывает сделки быстрей, кто-то, в силу внешних и внутренних обстоятельств, медленнее, но в целом секьюритизация в России продолжает развиваться. Мы наблюдаем стабильный рост числа сделок, что служит хорошей мотивацией для банков, которые только изучают этот финансовый инструмент.
- Можно ли по первым сделкам АИЖК, сказать, что на рынке появился инструмент, которых заменит собой традиционную многотраншевую секьюритизацию.
В этом смысле нет однозначного мнения, потому что сложно судить о перспективах однотраншевой секьюритизации по первым сделкам АИЖК. С одной стороны, структура, предложенная Агентством, отличается от хорошо отработанной и понятной для инвестора классической субординированной многотраншевой структуры, принятой на европейском рынке. С другой стороны, Фабрика ИЦБ – это плод процесса поиска решений, которые подошли бы именно российскому рынку и оживили его инвесторов. А поиск, как мы знаем, процесс зачастую нелинейный, а в контексте секьюритизации, требующий немало квалифицированных специалистов и определенного уровня наработанной практики. И то и другое на рынке есть, поэтому есть все шансы, что на нем будут развиваться новые решения. Вместе с тем, я бы не рассматривал Фабрику ИЦБ как замену традиционной многотраншевой секьюритизации, а скорее как расширение набора финансовых инструментов.
- Ваша компания успешно работает на российском рынке. Насколько организация подобных сделок в России отличается от европейского опыта.
Да, вы правы, наша компания Finint Securitisation Services успешно работает как на европейском, так и на российском рынке. Это дает ценную возможность совмещать лучше из них. Во многих случаях мы стараемся адаптировать и применять в России модель работы, принятую в Европе, но и у российской практики есть что «подсмотреть». С точки зрения процесса организации сделок в общих чертах подход к реализации сделки одинаковый. Сделка проходит стадии формирования и анализа портфеля кредитов, формирования инфраструктуры сделки – агентов, присваивания рейтинга и, собственно, эмиссии и размещения обеспеченных ценных бумаг. Разница кроется в деталях, центрах влияния в сделках и технике взаимодействия агентов при ее организации. Например, различается договорная база и активность участников. Так в европейских сделках организатор координирует большинство процессов и задает структуру будущей сделки, юристы «кладут ее на бумагу» и обеспечивают всю договорную базу, разработанную под конкретную сделку. Такие агенты сделки как управляющая и бухгалтерская компания, расчетный агент, наоборот, менее вовлечены в процесс структурирования, при этом, безусловно, оперативно взаимодействуют с другими участниками.