27 октября 2011
2733
поделитесь с друзьями

ФСФР признала право бюро кредитных историй (БКИ) обрабатывать данные, содержащиеся в кредитных заявках потенциальных заемщиков банков

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) признала право бюро кредитных историй (БКИ) обрабатывать данные, содержащиеся в кредитных заявках потенциальных заемщиков банков. Таким образом, регулятор разрешил первый открытый конфликт между участниками рынка БКИ, в ходе которого одно из крупнейших бюро пожаловалось на незаконность действий конкурента.
 
Выводы о соответствии закону "О персональных данных" системы предотвращения мошеннических действий, внедренной в прошлом году БКИ "Эквифакс кредит сервисиз", содержатся в официальном письме ФСФР N 11-02-02/2046. Эта система позволяет установить уровень риска совершения заемщиком мошеннических действий на основании данных из кредитных заявок от потенциальных заемщиков, получаемых "Эквифакс кредит сервисиз" из банков.
 
Вопросом соответствия требованиям закона системы предотвращения мошенничеств "Эквифакс кредит сервисиз" ФСФР заинтересовалась после жалобы его основного конкурента - НБКИ (Национальное бюро кредитных историй). Изучив продукт конкурирующего бюро, в НБКИ сочли, что обработка данных потенциальных заемщиков из кредитных заявок, проводимая "Эквифакс кредит сервисиз", противоречит требованиям закона "О персональных данных", о чем и уведомили регулятора. Как следует из письма ФСФР, система "Эквифакс кредит сервисиз" использует для обработки обезличенные данные кредитных заявок и проводит статистическую обработку массива обезличенных данных на предмет подозрительных соответствий, а не работает с данными кредитных историй, на обработку которых требуется согласие заемщиков.
 
НБКИ и "Эквифакс кредит сервисиз" - крупнейшие бюро кредитных историй на российском рынке. По данным самих БКИ, их базы данных содержат информацию примерно о 38 млн заемщиков каждая.
 
Жалоба НБКИ на своего основного конкурента в ФСФР стала первым открытым конфликтом на рынке кредитных историй. Хотя в результате рассмотрения вопроса регулятор все-таки встал на сторону "Эквифакс кредит сервисиз", ущерб бизнесу бюро действия его конкурента все же нанесли. "Проверка длилась около пяти месяцев, и на этот период продажи нового сервиса были фактически заморожены, так как банки опасались юридических рисков,- говорит гендиректор "Эквифакс кредит сервисиз" Олег Лагуткин.- Сейчас у нас уже восемь договоров, а фактически доступная для анализа база составляет лишь около 40 млн обезличенных анкет, а их за этот срок могло быть как минимум в полтора-два раза больше". В неофициальной беседе опрошенные "Ъ" банкиры подтвердили слова господина Лагуткина. "Хотя система "Эквифакс кредит сервисиз", по нашим оценкам, позволяет сократить уровень мошенничеств вдвое, мы решили повременить с ее применением до вынесения официального заключения ФСФР",- говорит топ-менеджер одного из крупных банков на рынке pos-кредитования. По словам другого банкира, несмотря на то что договор с бюро уже заключен, банк не передавал данные кредитных анкет в бюро, ожидая заключения регулятора.
 
К тому же во время проведения проверки в НБКИ не теряли времени даром. Как сообщил "Ъ" гендиректор НБКИ Александр Викулин, в настоящее время НБКИ также рассматривает возможность запуска своей системы предотвращения мошенничества. Таким образом, в ближайшее время "Эквифакс кредит сервисиз" может понести еще одну потерю, лишившись основного конкурентного преимущества своей системы предотвращения мошенничеств - эксклюзивности.