Гарегин Тосунян: Помогать нужно только социально незащищенным ипотечникам
Митинги валютных ипотечников бессмысленны, потому что по такой логике следовало бы вообще отказаться от договорных форм кредитования, заявил в эфире «Русской службы новостей» президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
«С банком надо решать вопросы, многие банки идут на реструктуризацию, учитывая конкретные обстоятельства человека. Но митинговать по этому поводу, тем более требовать, чтобы банки повально всем всё прощали или брали на себя половину скачка валюты, требовать у государства, чтобы оно всем компенсировало, бессмысленно. Тогда мы должны отказаться вообще от договорных форм кредитования, потому что договор ничего не значит, я потом выхожу, митингую, и за счёт митинга меняю условия договора. Тогда не подписывайте договор», — сказал Тосунян.
Он заявил, что помогать нужно только социально незащищённым ипотечникам, и делать это должно государство, а не банки.
«Сейчас только к социально незащищённым слоям ставить вопрос, потому что там вопрос не валютного курса, а того, что семья может оказаться без жилья. Но это не к Центральному банку, а к правительству, законодателю. Тогда идёт речь о том, чтобы дать господдержку», — сказал Тосунян.
Он добавил, что банки уже предложили таким людям варианты решения проблемы.
«На улице не надо жить. Тоже одна из программ, которую предложил банк: если он и забирает жильё, то по символической цене предоставляет в аренду эту же квартиру на три года, а потом если вы захотите её выкупить, то кредитуетесь. В этом смысле законодатель может вмешаться и сказать: давайте мы будем оказывать поддержку группе социально незащищённых, потому что у многих валютная ипотека – это второе, третье, четвёртое жильё, на это тоже не надо закрывать глаза. У кого это не второе жильё, оставлять людей на улице нельзя, их надо защитить. Но защищать надо не путём перекладывания с больной головы на здоровую, а путём двусторонних переговоров, либо государственной программой поддержки», — пояснил Тосунян.
Он заметил, что ЦБ не может нести ответственность за зависимость экономики от валютных колебаний, а валютные ипотечники понимали риски, связанные с курсом рубля.
«Давайте без иллюзий: риски по курсовой разнице были прописаны у валютных ипотечников в самом договоре. Они понимали это», — заключил Тосунян.
Падение курса рубля привело к росту ежемесячных платежей валютных ипотечников. Многие из них оказались не в состоянии вносить положенные суммы. В связи с этим с начала 2016 года заёмщики провели уже несколько акций у банков Москвы и Санкт-Петербурга. Они просят пересмотреть условия их договоров, однако финансовые учреждения не идут на уступки. О готовности конвертировать ипотеку по 65 рублей объявил только «Абсолют Банк».