17 августа 2017
945
поделитесь с друзьями

Готовые новостройки вытесняют вторичное жилье

В конце 1 полугодия 2017 года на столичном рынке новостроек массового сегмента было представлено 17 жилых комплексов с корпусами, введенными в эксплуатацию. В июне 2015 года таких ЖК было 8. Таким образом, за два года число ЖК с полученным РВЭ увеличилось более чем в 2 раза. Как этот тренд будет развиваться в ближайшем будущем, проанализировали эксперты компании «Метриум Групп».

По состоянию на 1 июля 2017 года массовое жилье было представлено в 66 проектах. В 17 из них разрешение на ввод в эксплуатацию получено для всех или отдельных корпусов. По итогам 1 полугодия 2016 года из 45 проектов массового сегмента готовые корпуса включали в себя 13 ЖК.

«В процентном отношении доля проектов с корпусами, имеющими РВЭ, на рынке массового жилья в последние два года находилась на уровне 25-29%, – говорит Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум Групп». – Однако в абсолютных величинах все это время наблюдается положительная динамика. Число проектов, в которых ключи от квартиры можно получить сразу после совершения сделки, постоянно растет. Это дает покупателям возможность выбора ЖК с подходящей локацией, концепцией, планировками жилья и способствует перетеканию спроса со вторичного на первичный рынок».

По данным Росреестра, количество договоров долевого участия в Москве достигло по итогам 1 полугодия 2017 года 23,9 тысяч, тогда как за аналогичный период 2016 года этот показатель был на 66% меньше – 14,4 тысяч, а за весь 2015 год – 19,6 тысяч. На вторичном рынке в первом полугодии 2017 года количество сделок снизилось на 13%, достигнув отметки 54,7 тысяч против 62,7 тысяч за аналогичный период прошлого года.

Анализ проектных деклараций девелоперов показывает, что в ближайшее время число готовых новостроек на рынке массового жилья значительно увеличится. Во втором полугодии этого года ожидается получение РВЭ для отдельных корпусов в 19 проектах. По итогам 2017 года полностью или частично готовых ЖК в массовом сегменте будет 30, а концу 1 полугодия 2018 года – 36. Таким образом, за период с июля 2015 года по июль 2018 года этот показатель может увеличиться в 4,5 раза. При этом в 14 ЖК, в которых получение РВЭ планируется до конца 1 полугодия 2018 года, можно купить квартиру с отделкой от застройщика.

В настоящее время совокупная доля сделок в полностью готовых новостройках, а также домах, находящихся на стадии монтажа верхних этажей, фасадных работ или подготовки к получению РВЭ, составляет более 70%. Помимо расширения спектра предложений, росту интереса покупателей к «первичке», находящейся на финальных стадиях строительства, способствуют два фактора.

Во-первых, обострившаяся конкуренция привела к замедлению темпов роста цен на жилье с момента старта продаж до сдачи дома в эксплуатацию. «В докризисный период цена квартир в новостройках от этапа «котлована» до получения ключей, как правило, увеличивалась на 30-50%, – говорит Мария Литинецкая. – В настоящее время этот показатель, в среднем, составляет 20-25%. При этом в некоторых ЖК стоимость квадратного метра за последние один-два года увеличилась всего на 5-7%».

Во-вторых, рост объемов предлагаемого жилья в готовых комплексах постепенно устраняет проблему, существовавшую во времена дефицита предложения. Несколько лет назад к моменту получения РВЭ во многих проектах в продаже оставались только неликвидные квартиры, например, с неудачной планировкой. Поэтому многие покупатели стремились выбрать наилучший вариант и заключить сделку на ранних этапах строительства. «В настоящее время предложение опережает спрос, поэтому подходящую квартиру по хорошей цене можно выбрать и в момент подготовки новостройки к сдаче в эксплуатацию, – говорит Дмитрий Земсков, коммерческий директор ОАО «Главстрой Девелопмент». – Например, в ЖК «Яуза Парк» реализовано более 75% квартир, но в продаже еще остались привлекательные и ликвидные предложения. Сейчас в комплексе ведутся работы по отделке помещений и благоустройству территории».

Увеличение числа жилых комплексов, в которых ключи от квартиры можно получить сразу после заключения сделки, ведет к обострению конкуренции между девелоперами готовых новостроек. Посещение покупателями ЖК с корпусами, сданными в эксплуатацию, позволяет увидеть «товар лицом» и все недостатки, которые легко скрыть в рекламных каталогах или 3D-презентациях, «выплывают на поверхность». Например, можно оценить, как близко расположены корпуса относительно друг друга, как в реальности выглядит территория вокруг домов, насколько далеко расположены «нежелательные» объекты и какие виды открываются из конкретных квартир. В наиболее ликвидных жилых комплексах, обладающих неоспоримыми достоинствами, визиты покупателей будут способствовать ускорению продаж оставшихся квартир.

«Большинство покупателей в настоящее время приобретают жилье для собственного проживания и пристально оценивают все составляющие проекта, – говорит Дмитрий Земсков. – Если жилой комплекс обладает заметными преимуществами, то эмоциональный эффект от его посещения во много раз превосходит впечатление от просмотра рекламных материалов, что способствует заключению сделок. Например, даже с самых первых этажей в ЖК «Яуза Парк» открываются прекрасные виды на реку, парк «Сокольники» и «Лосиный остров». А территория комплекса представляет собой благоустроенную среду – 25% площади участка займут озелененные зоны для прогулок, отдыха, игр и занятий спортом, детский городок с современным игровым оборудованием и велодорожки».

«По мере появления в продаже большого количества новых готовых жилых комплексов, вторичное жилье продолжит сдавать свои позиции «первичке», – резюмирует Мария Литинецкая. – Высокое качество новых домов, обширная инфраструктура и оригинальные концепции благоустройства в сочетании с низкой ценой делают жилье на первичном рынке более привлекательной альтернативой квартирам в морально устаревших домах. Вместе с тем, некоторые новые ЖК проигрывают своим конкурентам по качественным характеристикам. Если девелоперам было, что «скрывать» от покупателей, и реальная «картинка» окажется совсем не такой, как предложения в рекламных каталогах, то такие проекты неизбежно столкнутся с кризисом ликвидности».