31 октября 2011
1826
поделитесь с друзьями

Ипотечные брокеры ищут новые точки роста

Бизнес кредитных брокеров в прошлом году сжался в разы. Однако оживление на рынке кредитования позволяет им раздумывать не только о выживании, но и о развитии.

Ипотечное направление бизнеса кредитных брокеров, с которого многие начинали, с кризисом практически прекратилось. «Ипотека рухнула в десятки раз, люди были не готовы брать длинные деньги под 20% и более, - рассказывает гендиректор компании “Кредитный и финансовый консультант” (КФК) Юрий Королев. - В разы упало беззалоговое потребкредитование, вдвое и даже чуть больше - кредиты малому и среднему бизнесу». Особенно трудно было в первом полугодии, когда банки еще не знали, под какие ставки кредитовать, а люди не могли себе позволить высокие ставки в рублях и не могли оценить риски в валюте, говорит он. Гендиректор компании «Фосборн хоум» Виктория Ракова вспоминает, что одобрять ипотеку стали примерно в пять раз реже. «По потребкредитам число обращений даже увеличилось из-за отказов банков при обращениях напрямую, но выросла доля людей с уже имеющимися просрочками по действующим кредитам, что увеличивало риск отказа», - отметила она. Выручка компании сократилась вместе с бизнесом в 4-5 раз, говорит Ракова. Проект передачи брокеру части операций по оценке заемщика пришлось приостановить из-за ужесточения рисковой политики банков, добавляет она.

ВЫНУЖДЕННЫЙ ОТБОР

Финансовые показатели кредитные брокеры не раскрывают, говоря только об их изменении. «Выручка от частных клиентов сократилась более чем на 50%, так как мы вдвое снизили комиссии, стараясь уменьшить нагрузку на заемщиков. Но с частными лицами мы работали только по направлению кредитов под залог недвижимости», - рассказывал гендиректор компании «Ваш финансовый партнер» Игорь Пономарев.

«Фосборн хоум» приостановила с начала прошлого года работу в регионах и планирует восстановить ее через пару месяцев уже на условиях франшизы, сказала Ракова. Московский офис компании, по ее словам, сократился втрое, равно как и бизнес. «У нас бизнес построен по принципу партнерских компаний, которые пользуются нашей технологией и обслуживают клиентов под брендом КФК, некоторые партнеры закрывали или сильно сокращали бизнес», - подтверждает Королев.

Клиентам брокеров, которым в 2008 г. они начали отменять комиссии, в 2009 г. вновь пришлось оплачивать брокерские сборы. «С банками у нас осталось 3-4 договора о скидках пришедшим от нас клиентам, а раньше ряд банков оплачивал нам привлечение клиентов», - вспоминает Ракова. «Смысла платить за дополнительных клиентов, когда за кредитами и так очередь, у банков не было. Поэтому у нас и не было ресурсов для сокращения агентских комиссий. Сейчас возмездные договоры [с банками] вновь начинают появляться, но медленно», - говорит Королев, который не берется прогнозировать, когда бизнес может вернуться на прежние уровни. По ипотеке восстановление докризисных объемов займет года три, прогнозирует Ракова.

«Мы не прекращали сотрудничество с кредитными брокерами, но в 2009 г. оно сократилось. В этом году банк планирует активизировать это направление», - подтверждает менеджер «ОТП банка». «В 2008 г. мы работали с брокерами совсем немного, в 2009 г. прекратили работать вообще. Пока о возобновлении сотрудничества информации нет», - сообщил сотрудник Райффайзенбанка. «Ранее мы пользовались услугами брокеров в автокредитовании, которое было приостановлено в конце 2008 г.», - знает сотрудник пресс-службы банка «Ренессанс капитал». Банк планирует возобновить кредитование на автомобили в этом году и, возможно, снова будет привлекать брокеров, говорит он.

ТОЧКИ РОСТА

Выживать брокерам помогали новые направления и выстрелившие старые. «Основной бизнес строился на кредитах юрлицам. В 2009 г. в пять раз выросло количество обратившихся заемщиков, а объем одобряемых через нас кредитов юрлицам - в 2-3 раза», - говорит Пономарев. Особенностью кризисного года он считает то, что кредитные брокеры, ранее ожесточенно конкурировавшие, стали объединяться в неформальные сети. «В условиях кризиса оказалось, что иногда лучше поделиться клиентом, которому своими силами помочь не удается, и получить взамен другого», - объясняет Пономарев. Представитель «Кредитмарта» не смог поговорить с корреспондентом «Ведомостей», но, по словам одного из бывших сотрудников, в последнее время компания стала значительно больше продавать страховых продуктов, чем кредитных. В «Фосборн хоум» создан отдел кредитования малого и среднего бизнеса, сейчас в этом секторе много банковских предложений, и эти кредиты банкам интереснее из-за более коротких сроков. Компания планирует начать выдачу кредитов по программам АИЖК, особенно в регионах, а в перспективе интересно кредитование корпоративных клиентов, говорит Ракова.

Похожие новости
Похожих новостей нет.