Олег Шеин: Предлагать людям из аварийных домов другое жилье через ипотеку – это вредительство
Использование ипотеки будет одним из новых механизмов расселения аварийного жилья в рамках нацпроекта "Жилье и городская среда", сообщает ТАСС.
Ипотечная ставка по новым программам расселения аварийного жилья в рамках нацпроекта "Жилье и городская среда" будет не выше 6%. Об этом сообщил глава Минстроя РФ Владимир Якушев.
"Что касается субсидированной ипотеки - мы будем ориентироваться на ставку 5-6%, не более, иначе смысла нет, участники [программы] не потянут", - сказал он, отвечая на вопросы журналистов на Всероссийском семинаре "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилфонда".
Использование ипотеки будет одним из новых механизмов расселения аварийного жилья в рамках нацпроекта, следует из материалов к семинару. В частности, Минстрой предлагает допустить возможность субсидирования собственникам аварийного жилья первоначального взноса по ипотеке в пределах нормативной стоимости равнозначного жилья и возмещение процентов по ипотеке в пределах ключевой ставки, говорится в презентации министерства к семинару.
К ключевым задачам национального проекта относится устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда. В паспорте нацпроекта говорится, что к началу 2024 года объем расселяемого фонда должен на 30% превышать объем жилья, признаваемого аварийным.
Всего до 2024 года, согласно национальному проекту, планируется расселить 530,9 тыс. человек из аварийного фонда площадью 9,54 млн кв. м. Объемы расселения и число граждан могут быть уточнены по результатам реализации программ расселения за период с 2019 по 2021 год включительно, указано в документе.
Реализация национального проекта "Жилье и городская среда" рассчитана до 2024 года. Нацпроект состоит из четырех федеральных проектов: "Ипотека", "Жилье", "Формирование комфортной городской среды", "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда". Общий объем финансирования мероприятий из всех источников, включая внебюджетные, превышает 1 трлн рублей.
Как Вы относитесь к планам по использованию льготной ипотеки для расселения из аварийного жилья? Не выглядит ли этой попыткой решать общегосударственную проблему за счет граждан?
Олег Шеин, член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция «Справедливая Россия»:
"Ну во-первых, ипотека не является новым механизмом, и мы это хорошо понимаем. Во-вторых, то, о чем объявил глава Минстроя, является не новым подходом к расселению аварийного жилья, а настоящим вредительством. Объясню почему.
По действующим правилам, если дом является аварийным, власть должна предоставить человеку другую квартиру. При этом понятно, что если у человека есть вторая квартира, то власть ему ничего не должна, поскольку ему есть где жить.
А если сейчас они включают здесь ипотеку, тем самым человеку из аварийного дома, у которого нет больше другого жилья, они говорят: вот раньше мы должны были предоставить тебе другое жилье, а теперь мы решили тебе не жилье предоставить, а ипотеку под 5% годовых, которую ты должен оплачивать сам. Это и есть вредительство, учитывая и крайне низкие доходы тех, кто проживает в аварийных домах, и то, что речь идет об ухудшении правил, об ухудшении того, что есть сегодня. Еще раз подчеркну, что по действующим правилам, по действующему законодательству власть обязана обеспечить людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, другим, бесплатным для них, жильем. А теперь, получается, таким людям будет сказано: ребята, вот вам ипотека под 5% годовых. Но даже при нулевой ставке, наверное, можно почувствовать разницу между получением от государства другого бесплатного жилья и необходимостью самостоятельно оплачивать приобретение другого жилья!
Естественно, это яркий пример того, как государство старается переложить выполнение своих обязанностей на плечи граждан".
Валентин Шурчанов, 1-й зампред комитета ГД по бюджету и налогам, фракция КПРФ
"Конечно, это попытка решить проблему за счет граждан. Раньше всегда из аварийного жилья людей переселяли за счет бюджета, а сейчас предлагается перейти на схему ипотеки. Я считаю, что это несправедливо по отношению к людям. А если они не в состоянии взять ипотечный кредит, пусть даже по льготной ставке? Скажем, бабуля 80 лет живет в аварийном доме: кто ей даст ипотечный кредит, кто станет поручителем? Да и для многих молодых семей приобрести жилье в ипотеку – очень непросто решение.
Как известно, практически все ветхие и аварийные дома у нас относятся к государственному и муниципальному жилью, потому и создавались планы по их расселению за счет бюджетных средств.
Мы давно предупреждали, что при нынешней социально-экономической политике государство потихонечку будет отказываться от многих своих обязательств перед гражданами, переводить все на кредитную, на платную основу. Но соглашаться с таким курсом ни в коем случае нельзя. Тем более, что денег сегодня у нас не меряно. В бюджете собралось где-то уже 7 трлн рублей дополнительных средств, только их опять планируется размещать в западных ценных бумагах.
И вообще, что значит решать задачу расселения из аварийного жилья за счет ипотеки? Это значит действовать не в интересах граждан, а в очередной раз – в пользу банков".