Итоги строительства 2018: как их оценивают В. Мутко, В. Якушев, С. Степашин и Ю. Росляк
В Советском Союзе очень любили подводить итоги, причем результаты с каждым разом всегда были все лучше. И так продолжалось до тех пор, пока не рухнула страна. В современной России об этой традиции не забыли.
В Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России состоялась итоговая коллегия, на которой подвели итоги прошедшего года и обсудили насущные проблемы на несколько ближайших лет. В соответствии с бюрократической традицией подобных мероприятий дискуссия внешне прошла спокойно, главным лейтмотивом выступления звучал тезис, что, несмотря на существующие проблемы, все намеченные планы будут выполнены полностью и в срок. А между строк то и дело прорывалось опасение, что в любой момент ситуация может выйти из-под контроля и вместо больших достижений нас может ждать серьезный откат назад.
Что посеешь, то и пожнешь
Начнем с итогов 2018 года, они не слишком обнадеживающие. Согласно статистике Росстата, введено 75 млн кв. м. жилой площади, 43 приходится на МКД и 32 млн кв. м. на ИЖС. По сравнению с 2017 годом ввод сократился на 5%. Как объяснил руководитель министерства строительства и ЖКХ Владимир Якушев, спад стал следствием кризиса 2014 года, когда было отмечено сокращение нового строительства, и сегодня мы пожинаем эти плоды. В настоящий момент в стадии строительства находится 107 млн кв. м.
В 2018 году выдано 1,5 млн ипотечных кредитов, по количеству это больше 2017 года на 35% и на 43% больше в денежном выражении.
Главная задача
Перед Министерством стоит главная задача добиться к 2024 году ввода 120 млн кв. м. жилья и тем самым улучшить жилищные условия для пяти миллионов граждан России. Об этом заявил на коллегии вице-премьер правительства РФ Виталий Мутко. Достигнуть эту цель можно в том случае, если будет увеличена доступность жилья.
Постепенно мы идем к реализации этой цели. Во многом, по мнению вице-премьера, это связано с ростом доступности ипотеки. 2018 год в этом плане был удачным, выдано 1,5 млн кредитов. Но этого недостаточно, для выполнения главной задачи нужно предоставлять 2,5 млн займов при снижении процентной ставки до 8%. Поэтому в ближайшие годы нужно добиться постоянного тренда на удешевление ипотечных займов. Это может произойти в том случае, если установится тесное взаимодействие между банками и застройщиками, что будет способствовать снижению рисков и упрощению процедур.
Сегодня в жилищное строительство России ежегодно инвестируется 5 трлн руб., чтобы выйти на рубеж 120 млн кв. м. нужно увеличить эту сумму до 8 трлн руб. Задача более чем серьезная, чтобы ее решить, нужно четко реагировать на запросы рынка, заявил на коллегии Виталий Мутко.
Не от хорошей жизни
Одним из основных вопросов стал переход на новую модель финансирования сектора жилищного строительства. Несмотря на победные реляции о том, что эта мера необходима и неизбежна, выступающие не смогли скрыть тревоги о возможных последствиях этой реформы.
Виталий Мутко признал, что строительство по договорам ДДУ – это совсем не так уж и плохо. За то время, что действовала эта модель, было привлечено 13 трлн руб., построено свыше 400 млн кв. м. Система была выгодна строителям, которые получали бесплатные деньги от дольщиков. Но она обладала и недостатками, которыми пользовались недобросовестные застройщики. Количество обманутых граждан выросло даже в 2018 году. За этот год было достроено 239 домов, зато вновь появилось проблемных свыше 300.
Переход к новой модели происходит не от хорошей жизни. Но, по словам вице-премьера, никаких откатов назад в реализации новой системы финансирования строительства не будет. При этом использование эскроу-счетов, переход на проектное финансирование вызывает тревогу. Стоит задача не остановить общероссийскую стройку.
Чтобы этого не случилось, Владимир Якушев сообщил, что его ведомство разработало критерии, по которым начатый ранее проект можно достраивать по старой финансовой схеме. Объект должен быть готов на 30%. При этом будут применяться все меры защиты ДДУ, в том числе установлен жесткий контроль за ходом работ.
Но уже сейчас ясно, что далеко не все строительные компании будут отвечать установленным критериям. Это означает, что многие из них могут оказаться в сложной финансовой ситуации, когда будет невозможно продолжать реализовывать проект. В этом случае, чтобы не допустить уход с рынка застройщика, предполагается докапитализация «Дом РФ», что позволит ему поддерживать таких строителей.
Вот только есть сомнение, что все получат такую поддержку. Согласно прозвучавшей на коллегии информации губернатора Московской области Андрея Воробьева, из 116 строительных компаний региона 40 из них после 1 июля 2019 года могут лишиться финансирования и прекратить строительство объектов.
В тоже время министр не исключил того, что на период адаптации к новой финансовой модели возможно снижение ввода жилья. Насколько он может оказаться глубоким, в немалой степени зависит от поддержки отрасли. С нее должно быть снято бремя по прокладке инженерной и транспортной инфраструктуры, строительству социальных объектов. Но вопрос этот не простой, регионы не имеют возможность полностью заменить эти средства.
Не определились
О возможности появления серьезных рисков при реализации новой модели говорил Председатель Общественного совета при Минстрое России Сергей Степашин. В первую очередь это опасность удорожания жилья и банкротство строительных компаний.
В новой схеме на первый план выдвигаются банки. Встает вопрос: насколько будет реально финансирование строительство с эскроу-счетов? Необходимо посмотреть, как будет протекать этот процесс хотя бы год, и по его итогам принимать решения.
Вторая проблема – строительство энергоэффективных домов. Говорится об этом много, а воз и ныне там. В итоге несем большие потери, ежегодно на 300 млрд рублей. Если не изменим подхода к строительному процессу, то возникает опасность построить к 2024 года 120 млн кв. м. хрущевок.
Аудитор СП Юрий Росляк указал на то, что старт национального проекта «Жилье и городская среда» должен идти более ритмично, сразу выходить на целевые показатели. Результаты же 2018 года неутешительные. Нужен скачок, но его следует готовить, ведь строительство – это инерционная отрасль. Но пока известно лишь федеральная часть нацпроекта, а в регионах не определились ни с целевыми показателями, ни с их финансовым обеспечением. У части территорий даже нет таких ресурсов, Минфин пытается заставить их взять на себя эти обязательства, субъекты Федерации этого не хотят.
Складывается неоднозначная ситуация. Некоторые регионы считают, что не надо больше строить жилья в силу ограниченного на него спроса, другие, наоборот, планируют его возведение значительно больше, чем сейчас, что является нереальным с точки зрения сбыта.
Земли много, а строить негде
Не менее важно улучшить использование земель под строительство. По данным Счетной палаты, у нас 300 млн га используются неэффективно. Если ввести их в хозяйственный оборот, то бюджеты получат дополнительные поступления, а строители – новые участки под застройку, в том числе и под ИЖС.
Правда, пока программа ИЖС не сформирована, индивидуальному жилищному строительству не оказывается государственная помощь. Лишь 1% ипотечных кредитов дается под такое жилье. Нужно менять отношение к ИЖС, но прежде следует определиться с мерами поддержки этого направления. При этом, по мнению Сергея Степашина, в программе расселения людей из аварийного жилья следует предусмотреть возможность переселять их в индивидуальные дома.
Главный риск
В заключительном слове Виталий Мутко признал, что некоторые показатели придется скорректировать. К этому ведет разговор о рисках новой модели. У многих застройщиков не хватает средств на инвестирование в новые технологии, а без повышения производительности труда поставленные задачи не выполнить. Только для достройки всех остановленных проектов по ДДУ понадобится 300 млрд рублей. Правительство готово их выделить при условии, что больше не появится новых обманутых дольщиков.
Коллегия показала, что на сегодня задача к 2024 году ввести 120 млн кв. м. жилья является нереальной. Чиновники это понимают, но сказать откровенно не решаются. В итоге возникает главный риск, о котором ни слова не было сказано на коллегии: будут затрачены большие силы и средства на достижение цели, которую в нынешних условиях невозможно достигнуть. А это уже предвестник краха.