Рынку недвижимости пора слезать с «ипотечной иглы»
Доступная ипотека последние годы осталась главным драйвером спроса на рынке жилья. В середине сентября Центробанк поднял ключевую ставку на 0,25%, а следом многие банки начали поднимать ипотечные ставки. Пока продажи продолжают расти, однако дальнейшее повышение ставок существенно увеличит размер ипотечного платежа. В результате многие люди, которые планируют улучшить жилищные условия, не смогут себе этого позволить, а застройщики могут столкнуться с резким падением темпов продаж. Эксперты поделились прогнозами о том, как ипотека будет влиять на рынок жилья, в ходе онлайн-конференции «Ставка больше, чем жизнь: проблемы и перспективы развития рынка ипотечного кредитования».
Центробанк решает
Увеличение ключевой ставки Центробанка на 0,25 п.п. привело к росту ставок по ипотеке – в основном в пределах 0,5-1 процентного пункта. «Рост ставок на 0,5-1 п.п. увеличивает ежемесячный платеж на кредит размером 2 млн рублей примерно на 600-1000 рублей, - говорит руководитель аналитического центра «ДОМ.РФ» Михаил Гольдберг. - Это не критично для изменения решения об улучшении жилищных условий. В прошлом году, когда ставки по ипотеке были выше 11%, рынок рос на 30-40%. Уверен, что рост рынка ипотеки продолжится. Мы сохраняем прогноз (выдачи ипотеки – прим. ред.) по итогам 2018 г. в 3 трлн руб. (+50% к 2017 г.). Средняя ставка выдачи составит 9,5-9,8%, впервые за всю историю опустившись ниже 10% по итогам года. Дальнейшая динамика ипотечных ставок будет определяться длительностью периода повышенной волатильности на финансовых рынках».
По мнению руководителя аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олега Репченко, если Центробанк продолжит повышать ключевую ставку, то вырастет и стоимость фондирования для банков, а значит, они будут вынуждены повышать ставки по ипотеке. Центробанк, в свою очередь, будет руководствоваться макроэкономической ситуацией и величиной инфляции. Если потребительские цены будут активно расти, то будет повышаться и ключевая ставка.
«Предпосылок для резкого увеличения ключевой ставки, как было в 2014 году, не наблюдается. Однако сохраняющаяся напряженность в отношениях с Западом будет дестабилизировать экономическую ситуацию в России. Если в сфере международной политики произойдут ухудшения, не исключен рост ключевой ставки до 10-11%, что, в свою очередь, может увеличить ставки по ипотеке до 12-13% годовых», - считает эксперт (см. «Ипотека может подорожать до заградительных 12-13% годовых»).
Ипотечная зависимость
Ипотека за последнее два года существенно поддержала спрос на рынке недвижимости. Более половины сделок в массовом сегменте совершаются с использованием ипотеки, а в некоторых проектах доля ипотечных сделок достигает 80-90%. «Пока повышение ставок не сильно отразилось на спросе, поскольку ипотека подорожала совсем незначительно. Напротив, отмечается даже рост спроса: люди стремятся успеть приобрести жилье по низким ставкам. Однако в случае дальнейшего подорожания ипотеки спрос на недвижимость снизится», - говорит Олег Репченко.
С этим согласен директор по маркетингу и разработке продукта ГК «А101» Дмитрий Цветов. В период регулярного снижения ставок ГК «А101» проводила системный анализ, который показал, что каждое снижение средней ставки на 1 процентный пункт увеличивало объем продаж по ипотеке на 10%. «Думаю, что в случае аналогичного повышения корреляция будет очень схожей, только увидим мы ее не сразу, - отмечает эксперт. - Например, этой осенью после повышения ключевой ставки ЦБ на 0,25 п.п. ряд банков начали объявлять о повышении ипотечных ставок по своим программам. Ставки в итоге выросли меньше, чем на 1 п.п., средний ежемесячный платеж вырос незначительно, но важен был сам слом трехлетнего тренда на снижение и неясные перспективы колебания ставок в будущем. В этой ситуации в сделку поспешили войти те, кто ждал еще более выгодных условий. Они решили, что в ближайшем будущем ставки поднимутся еще выше, и ускорили принятие решения. Но если их (ставок – прим. ред.) рост продолжится дальше, мы увидим аналогичное снижение объема продаж по ипотеке – порядка 10% за каждый процентный пункт».
При этом Дмитрий Цветов говорит, что о снижении цен из-за роста ставок говорить преждевременно: «Снижение цен на жилье возможно только при существенном падении спроса, но это возможно только при кратном увеличении ипотечных ставок. Кроме того, даже в этом случае остается вопрос себестоимости строительства – по нашим оценкам, в 2019 году она может увеличиться на 5-7% за счет повышения НДС и цен на топливо, а также скачков валютных курсов».
Тем не менее при значительном повышении ставок, по мнению Олега Репченко, снижение цен будет единственным способом сохранить спрос на новостройки. Уже при ставках около 12-13% годовых девелоперы столкнутся со снижением продаж, считает эксперт: «Еще пару-тройку лет назад такая стоимость ипотеки считалась вполне приемлемой, но за последние два года люди привыкли к более низким ставкам».
Дмитрий Цветов считает, что банки должны осознать свое влияние на рынок жилья. «При впечатляющем росте за последние 20 лет – с 54 млрд до более 2 трлн рублей – он (рынок ипотеки – прим. ред.) развивается экстенсивным путем, фактически сконцентрировавшись только на снижении ипотечной ставки и развитии клиентских онлайн-сервисов. При этом общеэкономическая ситуация, которая заставила Центробанк поднять ключевую ставку на 0,25 п.п., тут же «пошатнула» державшийся последние три года и казавшийся незыблемым курс на снижение ипотечной ставки. Понятно, что влиять на этот процесс банки не могут, но в итоге онлайн-сервисы – это все, что осталось «в активе» у банков в части развития рынка. Ситуация усугубляется тем, что ключевой состав игроков на рынке ипотечного кредитования не изменился – их остается всего пять, и именно они обеспечивают 80% выдачи ипотечных кредитов», - подчеркивает эксперт.
Дмитрия Цветова беспокоит, что последних «перемен в отношениях» банки будто бы не заметили: «Если ничего не поменяется, уже летом 2019 года нас ждет примерно такая картина. Банки будут выдавать проектное финансирование застройщикам, в том числе из тех денег, что дольщики будут класть на эскроу-счета. То есть на пути от покупателя к продавцу условный кошелек «похудеет», как говорят, в среднем на 8% - такой может быть средняя ставка проектного финансирования. А если ставки по ипотеке пойдут вверх, продажи снизятся, и застройщик предложит банку снизить ставку, тот с радостью это сделает – но только при условии, что разницу (обычно на уровне тех же 4-5%) ему покроет застройщик. И, к слову, он же останется виноват перед покупателем, что квартиры опять подорожали».
В этих условиях единственной возможностью поддержать спрос станут новые программы банков и застройщиков, нацеленные на тех, кто пока не может купить квартиру. «Это молодые специалисты и семьи, работники производственных предприятий без высшего образования, люди в возрасте от 45 лет – последнее особенно актуально в свете повышения пенсионного возраста», - говорит Дмитрий Цветов.
Олег Репченко считает, что акцент нужно сделать на другом, поскольку пора в принципе снижать зависимость рынка от ипотеки. «Мы давно говорим о том, что решающим фактором в активизации спроса на жилье должна быть не ипотека, а доступные цены на недвижимость. Если ставки по ипотеке значительно вырастут, цены придется снижать. Государство может помочь девелоперам, снизив их затратную часть (на землю, обязательства по инфраструктуре и т.п.). В этом случае застройщики смогут выставлять квартиры по более низким ценам без ущерба для маржинальности проектов», - говорит эксперт.
Что делать покупателю
В ходе онлайн-конференции многие читатели спрашивали, стоит ли сейчас поспешить с решением о покупке. «В начале следующего года мужу придет большая годовая премия. В идеале покупали бы квартиру уже после этого – в феврале-марте, так как к тому моменту сможем «доложить» к первоначальному взносу еще примерно 300 000. Но опасаемся, вдруг вырастут ставки по ипотеке. Что лучше – брать сейчас с меньшим взносом или до февраля ничего радикального не случится и можно подождать?» - спросила одна из читательниц.
По мнению Михаил Гольдберга, если уже подобрано жилье, которое устраивает, и накопленной суммы достаточно для первоначального взноса (он должен быть не менее 15-20%), то откладывать решение жилищного вопроса в ожидании возобновления снижения ставок не стоит: «Когда ставки перейдут к снижению, кредит можно будет рефинансировать, а вот нужный объект недвижимости может уйти с рынка или подорожать. А полученную позднее сумму можно будет направить на частично-досрочное погашение кредита».
Дмитрий Цветов подчеркивает, что, даже если округлить ставку до 10%, переплата за эти «лишние» 300 000 за три месяца составят примерно 7 500 рублей: «Так что, если вы нашли хороший вариант – нет смысла ждать ради экономии, существенной она все равно не будет. Премию и дополнительные 300 000 рублей можно будет использовать в качестве досрочного погашения». Но если понравившийся вариант еще не найден, то торопиться купить «лишь бы что» точно не стоит. «Однако есть смысл согласовать ипотечный кредит прямо сейчас, чтобы вам зафиксировали ставку, и после этого у вас будет пара месяцев на принятие финального решения», - считает эксперт.
Другая ситуация у читательницы IRN.RU Наталии Кудрявцевой: «В мае взяла ипотеку со ставкой 9,5%. Однако изменилась семейная ситуация, поэтому в ближайшее время, скорее всего, придется продавать квартиру из-под ипотеки и брать другую. Но получается, что придется гасить текущую ипотеку по выгодной ставке, а новую брать уже под больший процент. Стоит ли это делать сейчас (ну, через пару-тройку месяцев, пока найдем покупателей) или лучше подождать, когда ставки снова снизятся, чтобы не менять меньший процент на больший?»
Дмитрий Цветов считает, что торопиться не стоит, поскольку продажа залоговой квартиры связана с некоторыми финансовыми потерями (см. «Как продать или обменять ипотечную квартиру»). «Но если говорить о большей ставке, то сейчас она не 9,5%, а 9,9%, - отмечает эксперт. - Согласитесь, разница несущественная. Кроме того, я не верю, что даже в ближайшие полгода уровень ставок «скакнет» в какую-либо сторону. Любые изменения в этой области, скорее всего, будут плавными и постепенными. Если, конечно, не случится чего-то экстраординарного, но планировать свою жизнь с учетом подобных обстоятельств я бы не стал».
Олег Репченко рекомендует в ситуации общей экономической неопределенности исходить, в первую очередь, из своих личных текущих потребностей: «Даже эксперты иногда ошибаются, в условиях нестабильности пытаться гадать на кофейной гуще – не лучший вариант для тех, кто решает свой жилищный вопрос в реальности».
Поспешить стоит тем, кто планировал рефинансировать ипотеку по более низкой ставке. Правда, один из читателей заметил, что банки сейчас не очень охотно идут на снижение ставки. «Если ваш банк не готов рефинансировать ваш ипотечный кредит, вы можете обратиться в любой другой банк, где действуют подобные программы, - рекомендует Михаил Гольдберг. - Рефинансирование в другом банке происходит путем выдачи нового ипотечного кредита на погашение текущего. Зачастую такой вариант может быть выгоднее для заемщика, чем рефинансирование в своем банке. К примеру, в «ДОМ.РФ» рефинансировать ипотечный кредит можно по ставке от 9,75% годовых».
Дмитрий Цветов советует сначала определиться, действительно ли рефинансирование приведет к существенной экономии. «Рассчитать, насколько выгоден проект рефинансирования, довольно просто: сначала нужно понять вашу экономию, то есть насколько в результате рефинансирования сократится ежемесячный платеж. Из этой суммы нужно вычесть неизбежные расходы на рефинансирование – оценку квартиры, страховку, оформление и регистрацию нового договора ипотеки и нового обременения на вашу квартиру. Как человек, который в свое время через это прошел, советую также оценить итоговый профит с точки зрения временных затрат. А также того, как долго еще вы собираетесь выплачивать кредит. Если в ближайшем будущем вы собираетесь досрочно его погасить, в рефинансировании нет смысла».
Таким образом, рост ипотечных ставок – это новый вызов для рынка. Однако для покупателей пока ситуация коренным образом не изменилась, поэтому не стоит принимать поспешные решения на эмоциях.