13 апреля 2020
852
поделитесь с друзьями

Константин Ордов: Решение кредитной проблемы является ключом к выходу экономики РФ из кризиса

Проблема кредитов является основополагающей для РФ при преодолении последствий от коронавируса, считает доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В.Плеханова Константин Ордов.

В России нарастает долговая проблема

Глава ВТБ Андрей Костин на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным сообщил, что его организация получила заявок на кредитные каникулы на сумму в 226 млрд рублей и одобрила их на сумму в 160 млрд рублей.

Мало того, что разговор здесь идет о серьезных суммах, так они в ближайшее время могут увеличиться, причем по всем ведущим российским банкам.

Нужно привести брифинг Центробанка РФ в пятницу где руководитель регулятора Эльвира Набиуллина заявила, что на вторник только 15 процентов заявок граждан на кредитные каникулы банки удовлетворили. Очевидно, что эта цифра возрастет, поскольку у россиян появилось в распоряжении постановление Правительства РФ от 3 апреля.

В пятницу данные лимиты были расширены Правительством РФ, пусть и только по ипотеке. Есть основания говорить, что аналогичная история ждет потребительские кредиты и кредиты индивидуальных предпринимателей, поскольку лимит в 250 тысяч рублей не спасает всех проблемных должников.

Возможно, что это ограничение будет расширено, как по сумме, так и по разовости, поскольку постановление Правительства РФ позволяет его использовать только в отношении одного кредитного договора.

Поводом для таких предположений является тот факт, что мы пока не вышли на «плато» коронавируса, поскольку прирост заболевших в России продолжает увеличиваться. По этой причине пока нельзя делать прогнозов, когда мы сможем выйти из существующего режима выходного месяца в российской экономике.

Проблема гораздо шире кредитных каникул

Поэтому Правительству РФ придется принимать новые меры поддержки как заемщикам, так и кредиторам для того, чтобы удержать приемлемую ситуацию в российской экономике.

«Вполне вероятно, что данный вопрос станет для России ключевой проблемой, потому что в конечном итоге глубина кризиса и период восстановления после него зависит от того, насколько своевременно и в каком объеме будут возмещены текущие проблемы бизнеса. Бизнес может закрыться, а это означает переход в состояние банкротства через полгода, поскольку мы понимаем, что в России процедура банкротства означает с 99-процентной гарантией закрытие фирмы. Данное обстоятельство в свою очередь предполагает негативные и неприятные последствия для генерального директора, бухгалтерии и собственников такой фирмы», - констатирует Ордов.

Последние лишатся права занимать аналогичные должности и открывать новый бизнес в течение нескольких лет.

Ордов полагает, что мы пока не можем оценить глубину данных событий, поскольку не до конца ясно, несколько долго карантинные мероприятия продлятся, а вторым моментом является то, что разговор идет о гораздо больших средствах, чем упомянул Костин. Ведь эта проблема касается не только ВТБ, но и всех российских банков.

«В России только одних необеспеченных кредитов выдано на 8 трлн рублей, и если бизнес будет вынужден уволить своих работников из-за того, что у него не будет ни возможности выплачивать заработную плату, ни целесообразности продолжать свою экономическую деятельность, то мы получим вал новых проблем», - заключает Ордов.

Константин Васильевич считает, что если не нивелировать эти риски, то уже завтра они встанут перед экономикой в полный рост. И решение проблемы будет стоить России не сотни миллиардов рублей, а триллионы.

«Здесь нужно выстроить систему, которая бы позволила оценить финансовую устойчивость заемщиков и определить условия рефинансирования таких кредитов. Ведь часто режим кредитных каникул в течение полугода может стоить для банка больше той пользы, которую получает от него заемщик», - резюмирует Ордов.

Как отмечает эксперт, в этой политике нам нужно ориентироваться на более длинные периоды рефинансирования. Хотелось бы, чтобы здесь были применены более широкие меры финансовой помощи как компаниям, так и людям, которые могут потерять работу и быть не в состоянии платить по своим кредитным обязательствам.

«Проблема выходит за рамки рефинансирования кредитов, поскольку здесь поднимается вопрос субсидирования заработных плат работников, чьи компании не могут ее физически выплачивать», - констатирует Ордов.

Нужно дождаться статистики за апрель

Доцент РАНХиГС, кандидат экономических наук Сергей Хестанов отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня», что о мерах дальнейшей государственной поддержки говорить сложно, поскольку пока нет авторитетной статистики, на которую могли бы ориентироваться российские регуляторы.

«Прежде чем принять решение, чиновнику любого уровня нужно получить статистику, которая позволила бы такое решение обосновать. Минимальный срок, за который в экономике нарабатывается статистика – это месяц, поэтому мне кажется, что ранее начала мая нельзя ждать каких-то решений» - заключает Хестанов.

Ведь здесь разговор идет о стратегической проблеме, когда государство должно будет взять на себя часть кредитных обязательств бизнеса и граждан, чтобы те смогли справиться со своими проблемами. И это не благотворительность, а вынужденная мера, необходимая для стабилизации ситуации в российской экономике.

«У чиновников банально отсутствуют данные, позволявшие бы им на что-то решиться. Чиновнику важно обосновать и подкрепить свое решение, для чего нужна статистика, которой пока нет», - резюмирует Хестанов.