Бюро кредитных историй смогут получать сведения о заемщиках без их согласия
Центробанк сможет запрашивать и бесплатно получать кредитные отчеты (включают титульный лист, основную и закрытую часть. — «Ведомости») у бюро кредитных историй (БКИ), следует из подготовленного Минфином законопроекта (есть в распоряжении «Ведомостей»).
Кредитная история нужна ЦБ для оценки качества активов, передаваемых банками в обеспечение по операциям рефинансирования, а также для контроля за соответствием активов требованиям регулятора, говорится в пояснительной записке к законопроекту. По действующему закону «О кредитных историях» ЦБ получает в свой каталог только титульную часть кредитного отчета компаний: название, адрес и номер в ЕГРЮЛ. Данные о кредитной нагрузке и обслуживании кредитов содержатся в основной части, к которой сейчас у ЦБ доступа нет.
Законопроект также упраздняет согласие корпоративных заемщиков на передачу информации о них в БКИ. Они смогут лишь заблокировать передачу истории третьим лицам — банкам или контрагентам, но не ЦБ, судам или правоохранителям. Частных заемщиков эта поправка не касается.
Проект сейчас «в работе, рассчитываем направить его в правительство так, чтобы уже в осеннюю сессию он мог поступить в Госдуму», говорит представитель Минфина. Соисполнителями проекта указаны ФСФР и ЦБ. Получить комментарии в ФСФР и ЦБ вчера не удалось. Человек, близкий к ЦБ, утверждает, что пока проект не обсуждался с регулятором, сам ЦБ таких поправок не предлагал.
Гендиректор Национального бюро кредитных историй Александр Викулин не возражает против передачи данных в Центробанк, но настаивает на возмездности. Сбор, хранение и передача кредитных историй — основная функция бюро, а оказание профильных услуг безвозмездно противоречит всем мыслимым практикам ведения бизнеса, говорит Викулин. Центробанк отвечает за стабильность банковской системы, но должен платить, поскольку имеет свои интересы, солидарен заместитель гендиректора Объединенного кредитного бюро Николай Мясников. Викулин добавляет, что неправильно не спрашивать согласия на передачу истории у компаний и спрашивать у частных лиц: такая поправка ограничивает права одних участников делового оборота по сравнению с другими.