18 июня 2021
507
поделитесь с друзьями

Льготная ипотека оставила сирот без квартир

Жилье подорожало в РФ за последнее время примерно на 20%. Это означает, что выделенных бюджетных денег теперь не хватит для оплаты квартир для сирот и других нуждающихся граждан. Каждый пятый россиянин, которому было обещано социальное жилье, теперь останется без квартиры. Федеральные чиновники предлагают весьма спорное решение проблемы: выдавать сиротам и другим нуждающимся не квартиры, а лишь специальный кредит на жилье. Очередь бесквартирных граждан в России увеличивается уже много лет подряд.

Меры господдержки в 2020 году оказали свое положительное влияние на строительную отрасль, отмечают в Счетной палате (СП). Программа льготной ипотеки запустила рост спроса на новостройки. И рынок отреагировал на увеличение спроса подъемом цен за квадратный метр. «Так, по итогам 2020 года индекс роста цен на жилье на первичном рынке составил 12% по отношению к 2019 году, а средняя цена 1 кв. м общей площади квартир на первичном рынке жилья в 2020 году выросла на 20,4%», – говорится в отчете СП.

Аудиторы считают, что форсированный рост ипотечного кредитования может иметь негативные последствия для макроэкономической устойчивости. «Как показали исследования (Центробанка), более высокая долговая нагрузка частного сектора повышает вероятность возникновения кризисов. Она усиливает посткризисные рецессии в экономике и их продолжительность», – говорится в отчете СП. В ведомстве Алексея Кудрина считают, что доступность ипотеки «может приводить к обратному эффекту – снижению ценовой доступности жилья». По мнению аудиторов, доступность жилья должна поддерживать не программа льготной ипотеки, а рост доходов населения.

С выводами аудиторов согласны не все. Так, в институте развития ДОМ.РФ утверждают, что рост цен на новостройки вызван комплексом факторов, среди которых ковидные ограничения прошлого года, удорожание стройматериалов, дефицит рабочей силы, программа льготной ипотеки, переход на новую модель финансирования долевого строительства. В Минстрое рост цен на жилье тоже связывают с комплексом различных факторов: увеличением себестоимости строительства, приостановкой работ на стройплощадках из-за пандемии, дефицитом рабочей силы. Так отреагировал Минстрой на выводы Счетной палаты.

Но вне зависимости от обилия причин взлет цен неизбежно снизил доступность жилья, в том числе и для незащищенных слоев населения. Региональные власти признают, что первыми жертвами подорожания стали выпускники детских домов и сироты, которые годами стоят в очередях за положенными им по закону квартирами. Так, в Омской области квадратный метр стал дороже почти на четверть. Из-за этого оплата квартир для сирот оказалась под угрозой срыва. Похожая картина наблюдается и в Бурятии. В Санкт-Петербурге также возникли проблемы в оплатой жилья для уязвимых категорий граждан по рыночной цене.

Между тем очередь бесквартирных сирот растет из года в год. По состоянию на 1 мая 2021 года в очереди за квартирами в стране стоят более 286 тыс. человек. И только с начала этого года очередь выросла более чем на 3 тыс. человек. При этом за первые четыре месяца жилье получили менее 6 тыс. человек.

Квартирная задолженность государства перед сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, постоянно увеличивается. И за последний год очередь на получение квартир выросла на 10 тыс. человек. По данным СП, почти 75 тыс. человек из тех, кто имеет право на получение жилья, были старше 23 лет. В 2020 году было обеспечено 11,4% детей-сирот, у которых наступило право на получение жилья, подчеркивает аудитор СП Сергей Штогрин.

В текущем году, как прогнозируют в ведомстве, на приобретение 25 тыс. квартир для детей-сирот будет израсходовано 37,2 млрд руб. Темпы увеличения численности очередников не поспевают за темпами предоставления им жилья. По подсчетам аудиторов, при текущих объемах финансирования для обеспечения жильем всех, состоящих на учете только на 1 января 2021 года детей-сирот старше 18 лет, потребуется не менее шесть с половиной лет.

Аудиторов также беспокоит слабое участие в расходах федерального бюджета. «В федеральном бюджете на 2021 и на плановый период 2022–2023 годов предусмотрены средства в размере 10 млрд руб., что позволит приобрести не более 7 тыс. жилых помещений для детей-сирот», – рассказывает Штогрин, отмечая, что у самих регионов зачастую отсутствуют возможности выделения дополнительных средств на обеспечение детей-сирот жильем. «В 2020 году, еще до пандемии, 19 регионов снизили объем финансирования по сравнению с 2019 годом на 3,4 млрд руб.», – сообщает он.



Объем финансирования в 2019-2021 годах приобретения жилья для детей-сирот. Источник: Счетная палата


СП видят также риски неполного использования субсидий федерального бюджета. «В 2020 году из предусмотренных 10 млрд руб. было использовано 8,5 млрд руб., или 83,9%. Кроме того, в августе 2020 года 10 регионам… из федерального бюджета выделено дополнительно 2,3 млрд руб. на обеспечение жильем около 1,5 тыс. детей-сирот. При этом задолженность в этих регионах – 17,8 тыс. человек. Фактическое же освоение средств субсидии в данных регионах в 2020 году составило 44,13%», – отмечает Штогрин.

По подсчетам СП, чтобы обеспечить 159,2 тыс. сирот жильем, потребуется 258,3 млрд руб. из расчета, что стоимость 1 кв. м составляет 49,2 тыс руб., а норматив обеспечения жилой площадью – 33 кв. м.

Решить проблему низких темпов предоставления жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, чиновники предлагают оригинальными способами. Одним из таких решений может стать предложение Минпросвещения по выдаче однократного сертификата для погашения ипотечного кредита. Ведомство разработало соответствующий проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В ведомстве считают, что законопроект позволит «обеспечить граждан старше 23 лет, успешно социализированных, выплатой для приобретения жилого помещения». «Тем самым ускорив процесс обеспечения их жильем. Планировалось обеспечить этой выплатой более 70 тыс. граждан, уже включенных в список нуждающихся», – рассказывают в Минпросвещения. В министерстве надеются, что законопроект будет внесен в правительство уже в июле 2021 года.

Подобное предложение, впрочем, не единственное в своем роде. Так, депутаты Заксобрания Новосибирской области предлагают вместо жилья выдавать сиротам сертификат на его покупку. При этом поясняется, что у муниципалитетов денег на покупку требуемого количества жилья не хватает. И что интересно, под «рыночной» ценой будет пониматься «средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилого помещения по Новосибирской области, устанавливаемая… на третий квартал года, предшествующего году предоставления выплаты». То есть если выплата пойдет сейчас, то выдаваться она будет по ценам прошлого года.

В правительстве ранее также утвердили, что Фонд защиты прав дольщиков в будущем будет решать не только проблемы обманутых участников долевого строительства, но и других граждан, которые нуждаются в жилье и имеют право на получение его от государства. В частности, предлагалось, чтобы фонд выделял непроданные квартиры в достроенных домах недобросовестных застройщиков и для детей-сирот, нуждающихся в жилье. Эксперты признавали за мерой определенный положительный эффект, однако подчеркивали, что все будет зависеть от действий каждого конкретного региона и поддержки федерального Центра.

Эксперты «НГ» предложение внедрить для детей-сирот механизм льготной ипотеки встретили скептически. «Такая инициатива – перекладывание ответственности. На данный момент государство обязано предоставить жилье. Стоимость его для многих регионов превышает 1,5 млн руб., которые планируют выделять в качестве жилищного сертификата. Такая инициатива решит проблемы государства по обеспечению сирот, но добавит проблем сиротам. Так как для использования сертификата им придется влезать в многомиллионный кредит (ипотеку), пусть и льготный», – говорит независимый финансовый советник Мария Тараско.

Предложение льготной ипотеки детям-сиротам не отвечает нормам текущего законодательства и, главное, не поможет в исполнении целей данной поддержки, продолжает юрист Никита Тарновский. «В данном же случае выдача ипотеки, пусть и по сниженным ставкам, создаст дополнительную финансовую нагрузку на данную, и без того находящуюся в трудной ситуации категорию граждан. А это, в свою очередь, приведет в перспективе ближайших 5–10 лет к увеличению числа банкротств, судебных разбирательств и общего недовольства среди населения», – рассуждает он.

Льготной ипотекой государство не снимает с себя социальных обязательств, а стремится сформировать набор механизмов и инструментов, повышающих доступность и качество жилья для рассматриваемой категории граждан, полагает доцент РЭУ им. Плеханова Максим Соколов. «Жилищные сертификаты будут дополнены возможностью использования льготной ипотеки, что позволит выбрать локацию и более удачную планировку квартиры», – отмечает он.