05 марта 2021
522
поделитесь с друзьями

Кто выиграет, если страхование ипотечных заемщиков переложить на банки

Автор: Михаил Алексеев,
заместитель генерального директора по корпоративным продажам СК «Абсолют Страхование»


Ипотечное страхование выросло вместе с ипотекой в прошлом году. Однако уже скоро его результаты могут оказаться более скромными. Одна из причин — предлагаемый ЦБ новый подход к ипотечному страхованию.

По оценкам «ДОМ.РФ», в 2020 году банки выдали рекордные 4,2 трлн рублей ипотеки. Это почти на 50% больше, чем в 2019 году, когда граждане получили ипотечных кредитов на 2,85 трлн рублей. При этом рынок еще далек от насыщения, а качество ипотечного портфеля выше, чем по другим видам розничных кредитов.

Всплеск ипотечного кредитования закономерно повлиял и на соответствующий сегмент страхования. В III квартале, по данным Банка России, темпы прироста взносов по страхованию жизни заемщиков достигли почти 25% по отношению к уровню прошлого года и составили 29,6 млрд рублей. Взносы по страхованию от несчастных случаев и болезней (собранные преимущественно в рамках страхования жизни и здоровья заемщиков) увеличились на 17,8% год к году, до 55,6 млрд рублей. Оба сегмента за июль — сентябрь выросли больше, чем в «доковидном» I квартале 2020 года, и превысили темпы роста страхового рынка в целом. Основной прирост рынка произошел именно за счет ипотеки, поскольку остальные кредитные сегменты в прошлом году продемонстрировали спад. Так, по оценкам НБКИ, количество выданных автокредитов сократилось почти на 6%, а количество потребительских кредитов, по данным ОКБ, снизилось на 10%.

Льготная программа ипотеки под 6,5% годовых, которая является основной причиной такого впечатляющего роста, будет действовать как минимум до 1 июля 2021 года и продолжит оказывать благотворное влияние на рост сегмента кредитного страхования. Стоит отметить, что этот процесс будет несколько сдерживать значительное повышение цен на недвижимость на первичном рынке (за 2020 год в отдельных регионах они выросли на 30%) и падение реальных доходов населения.

Помимо макроэкономических, есть и другие предпосылки для предстоящего замедления роста сегмента кредитного страхования, лежащие в нормативно-правовой и регуляторной плоскости. В прошлом году Банк России представил новое видение ипотечного страхования, которое в корне меняет его механизмы и перспективы рынка в целом. Ставя во главу угла интересы потребителей, регулятор предлагает банкам полностью взять ипотечное страхование на себя — страховать залог, жизнь и здоровье заемщика, а при необходимости и другие риски, от своего имени и за свой счет. Такой подход, полагают в ЦБ, сделает ипотечное кредитование доступнее для физических лиц, снизив полную стоимость кредита на 0,15—0,67 процентного пункта. Кроме того, по мнению регулятора, он повысит прозрачность сделок.

На первый взгляд, предложение Банка России выглядит разумным, так как «закрывает» целый пласт болезненных для потребителей вопросов. Оно снимает с заемщиков необходимость оплаты страховых услуг вперед за весь срок кредитования, включаемой в тело кредита и увеличивающей его размер и величину процентов. Кроме того, предложенный подход лишает банки возможности навязывать потребителю услуги аффилированных с ними компаний и препятствовать выбору наиболее выгодного варианта среди всего многообразия страховых полисов. Не секрет, что банки часто отказываются принимать ранее оформленные гражданами полисы страхования жизни и здоровья, в результате чего клиентам приходится дважды страховать одно и то же. Подобные прецеденты формируют определенный поток жалоб граждан в Банк России. А «мисселинг» во всех его проявлениях, как известно, является объектом пристального внимания регулятора. Согласно новой концепции, банк не будет иметь права требовать уплаты или возмещения страховой премии с заемщика, а также заключения иного договора страхования. По мнению Банка России, кредитор — более сильная сторона в переговорах со страховщиком, чем гражданин, и сможет получить более выгодные условия и снизить расходы на страхование, в том числе за счет эффекта масштаба.

Предложение ЦБ заслуживает самого подробного обсуждения, так как содержит в себе целый ряд дискуссионных моментов. Согласно новой концепции, банки не только страхуют риски от своего имени и за свой счет, но и становятся выгодоприобретателями во всех страховых случаях. И если со страхованием титула и залога все выглядит более-менее логично (банки и сейчас являются выгодоприобретателями в рамках страхования залоговой недвижимости), то с жизнью и здоровьем иная картина. Если заемщик и его семья пострадают из-за ухудшения здоровья или несчастного случая, они не смогут претендовать на страховое возмещение — все достается банку. Получается, что страховой полис, направленный на защиту жизни и здоровья заемщиков, их самих парадоксальным образом не защищает. И если на момент получения кредита это обстоятельство может волновать клиентов гораздо меньше, чем перспектива реальной экономии на страховых услугах, то при возникновении неприятностей со здоровьем они могут сильно пожалеть об отсутствии реальной страховой защиты.

Кроме того, банковское сообщество уже заявило о том, что реализация новой концепции ипотечного страхования увеличит издержки кредитных организаций. На сегодняшний день банки неплохо зарабатывают на продаже страховых полисов заемщикам. По данным ЦБ, в III квартале 2020 года комиссионное вознаграждение банков за продажу полисов страхования от несчастных случаев и болезней составило 71,8% от взносов, а в страховании жизни заемщиков — 59,1%. Лишившись такого большого куска «пирога», банки будут вынуждены компенсировать потери путем увеличения ставок по ипотеке. По оценке Ассоциации банков России, ставки могут вырасти на 0,8—1,3 п. п.

Таким образом, изначально благая идея Банка России по избавлению заемщиков от бремени дополнительных расходов может перерасти в масштабную «перестройку», которая не только потребует изменения всего механизма ипотечного страхования, сопутствующих процессов и нормативно-правовой базы, но и снизит доступность ипотечного кредитования. Если же увеличится стоимость ипотеки, ее объемы пойдут на спад. А вслед за этим замедлится и рост рынка ипотечного страхования.