Сбербанк вводит новую модель обслуживания клиентов по ипотеке
"Ъ" стали известны подробности новой модели ипотечного кредитования Сбербанка. В апреле он начнет принимать заявки на кредиты во всех своих отделениях, а также введет опцию получения ипотеки по двум документам. Впрочем, к планам Сбербанка увеличить за счет этих мер количество выдач на 20-30% участники рынка относятся скептически.
О подробностях новой модели обслуживания клиентов по ипотеке рассказал "Ъ" зампред правления Сбербанка Александр Торбахов. Во-первых, расширяется сеть приема заявок на ипотеку. Если сейчас для этого клиенту необходимо обращаться только в ипотечные центры банка, то с апреля начинает тиражироваться модель, при которой он сможет получить первичную консультацию и подать заявку на кредит в любом отделении. Для этого до конца года Сбербанк в десять раз (до 20 тыс. человек) увеличит количество ипотечных продавцов-консультантов. По его словам, пилотный проект был запущен полгода назад, сейчас завершается обучение сотрудников. Во-вторых, число ипотечных центров, где уже проводится сама сделка, будет увеличено до 250. И третье нововведение: в апреле появится ипотека по двум документам. "Стоимость этого продукта будет ненамного выше, чем стандартного",— отметил господин Торбахов, отказавшись раскрывать детали.
Об изменении модели обслуживания ипотеки и планах Сбербанка увеличить за этот год ипотечный портфель на 27% стало известно на прошлой неделе из материалов к совещанию с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова. Однако деталей раскрыто не было. Новая ипотечная модель, по оценкам самого банка, позволит повысить объемы выдач в среднем на 20-30%. Хотя и сейчас доля Сбербанка на рынке ипотеки, по данным Frank Research Group, составляет 46,1% (1,41 трлн руб. на 1 февраля).
Впрочем, реализация амбициозных планов Сбербанка у его конкурентов вызывает сомнения. Так, ближайший конкурент — ВТБ 24, доля рынка 16,2% (по данным Frank Research),— уже давно внедрил подобные сервисы, хотя и в меньшем масштабе. "Ипотечные офисы ВТБ 24 составляют порядка 20% всей сети (чуть более 200.— "Ъ"), еще столько же имеют специализированный персонал, который может произвести предварительный расчет, принять заявку с пакетом документов и отправить документы в ипотечный центр",— говорит старший вице-президент ВТБ 24 Андрей Осипов. По его оценке, такая смена модели хотя и приведет к росту продаж, но не более чем на 5%.
Еще более скептично настроены в Банке Москвы, клиенты которого подают заявки на ипотеку только в ипотечных центрах, зато первичную консультацию могут получить просто по телефону. По мнению директора департамента ипотечного кредитования Банка Москвы Георгия Тер-Аристокесянца, расчет, который будет производить менеджер по продажам, будет не намного более качественным, чем в колл-центре. При этом на конечную стоимость ипотеки, которая формируется уже после анализа всех документов, влияет много факторов, в том числе кредитная история заемщика. В итоге клиенты могут столкнуться с тем, что в ходе сделки стоимость кредита заметно вырастет, и это, в свою очередь, вызовет у них негативную реакцию, ведь им уже предварительно произвели расчет.
Впрочем, по мнению директора департамента ипотечного и потребительского кредитования СМП-банка Натальи Коняхиной, территориальная доступность — один из немаловажных факторов при выборе банка и обратиться в любой офис клиенту будет удобнее, чем ехать в удаленный ипотечный центр для первичной консультации.
С опасением во многих банках относятся и к ипотеке по двум документам. В Росбанке, например, ее могут получить только зарплатные клиенты. В Промсвязьбанке и СМП-банке такого продукта пока нет. По мнению Натальи Коняхиной, "качество таких кредитов будет в любом случае чуть ниже, чем по стандартным, и портить портфель даже с учетом повышенных ставок пока слишком рискованно". В ВТБ 24 такие кредиты составляют порядка 30% всех ипотечных выдач, по словам Андрея Осипова, качество кредитов, выданных по этой программе, примерно в полтора раза ниже, чем по стандартной ипотеке, но все равно просрочка составляет менее 0,2% от портфеля, что пренебрежимо мало по сравнению с 4-5% по другим розничным продуктам. "Если в среднем по рынку просрочка составляет 3-4%, а у нас — 1,5%, то и новый продукт сумеем проконтролировать",— уверен господин Торбахов.