Мошенники переписывают кредитную историю
Мошенники стали чаще предлагать россиянам изменить кредитные истории. С ростом таких запросов столкнулись в крупных бюро кредитных историй и нескольких банках, в том числе в «Открытии», Росбанке и Почта-банке. Сами обращения выполнены по единому шаблону: подписи на них похожи, а в тексте не уточняется, с какими позициями не согласен заемщик. Злоумышленники обычно представляются финансовыми консультантами и обещают повысить шансы человека на новый заем. Стоимость такой услуги колеблется от 20 тыс. до 40 тыс. руб.
По данным ОНФ «За права заемщиков», оспаривание кредитных историй входит в пятерку самых популярных мошеннических схем в России. Но доля жалоб на нее сравнительно мала, отмечает руководитель проекта «За права заемщиков» Евгения Лазарева: «Она у нас занимает 9% от общего числа обращений, а рассматриваем мы порядка 140 тыс. соответствующих заявок. Но на эту ситуацию с кредитными историями влияют несколько факторов. Во-первых, в период пандемии люди в принципе стали интересоваться положением дела. Некоторые, например, чтобы получать кредитные, ипотечные каникулы, приводили свои обязательства в порядок, смотрели, как выглядит их история. Также были случаи, когда люди обнаруживали у себе кредиты, которых не было, это связано с потерей персональных данных.
Мошенники предлагают людям за деньги исправить кредитную историю. И, как отмечало бюро кредитных историй, попадались запросы, составленные по одному шаблону. От того что они запрос написали, у человека кредитная история не исправилась. И каждый раз потребитель за это цепляется. Допустим, он исправил историю, и что? Он получит сразу после этого долгожданный кредит? В одном месте исправил, а в другом месте обнаружится, что нет. Например, банк, где он обслуживался, тоже все-таки хранит данные».
Сейчас оспорить информацию о своих займах можно через бюро кредитных историй либо напрямую через банк, но добиться результата бывает сложно. Это подталкивает людей прибегать к услугам мошенников, уверен независимый экономический эксперт Семен Новопрудский: «Понятно, что, если банк не дает человеку кредит на основании того, что он не выплатил какой-то другой, а человек утверждает, что не брал этот кредит, это какой-то случай либо мошенничества, либо сбоя. Надо разбираться, надо, естественно, идти так или иначе в бюро кредитных историй, в этот банк, выяснять, что случилось. Если банк не признает в данном случае свою ошибку, то, видимо, надо идти в суд. Любое взаимодействие с судом для большинства людей неприятная часть жизни.
Разумеется, покупаются на то, что обещают решить за вас вашу проблему, которая вам кажется очень жизненной, которую очень трудно решить самому.
Возможно, стоит как-то упростить этот процесс для заемщиков. Конечно, нужна понятная и прозрачная процедура оспаривания информации по кредитной истории со стороны заемщика. Но как это сделать, не очень понятно. Также нужно понимание того, как действовать в случае действительного технического сбоя. Потому что мы понимаем, что если хранятся большие массивы информации, то такой сбой возможен. Например, может быть ошибка в одной букве фамилии или в одной букве имени у однофамильцев, или может оказаться так, что кредит одного полного тезки будет записан на другого полного тезку.
Но мне кажется, что это происходит в моменте, то есть рост интереса к такого рода услуге не будет долгим. А происходит это потому, что сейчас ситуация с кредитами у людей самая тяжелая за последние пять лет. И мошенники пытаются воспользоваться этим».
На фоне пандемии в России резко участились отказы в займах со стороны банков и микрофинансовых организаций. По данным Национального бюро кредитных историй, в апреле гражданам одобрили около 20% заявок на получение ссуд — это минимум за последние три года.