18 декабря 2012
2064
поделитесь с друзьями

Чаще всего заемщики перестают обслуживать кредиты уже на второй месяц

Максимальная вероятность возникновения просроченных платежей по кредитам приходится на 2-3-й месяц, говорится в исследовании НБКИ. Аналитики бюро учитывали в исследовании данные 747 банков и 753 микрофинансовых организаций по просроченным задолженностям на 30—60 дней. Вероятность непогашения задолженности по кредитным картам максимальна в третий месяц, НБКИ оценивает риск просрочки на уровне 1,65% на 100 карт. По потребительским кредитам заемщики запаздывают с платежами во второй месяц, максимальная вероятность выхода на просрочку — 1,5% на 100 кредитов. Ипотечные и автокредиты заемщики не погашают также во второй месяц, но риск неплатежа ниже — 0,41 и 0,10%.

«Результаты исследования говорят о том, что заемщикам требуется некоторое время после получения кредита для адаптации к новым обязательствам, для держателей кредитных карт, ипотечных и автозаемщиков нужно 10 месяцев для вхождения в график платежей, для клиентов, занимающих средства на потребительские цели, срок составляет шесть месяцев — именно в эти периоды вероятность возникновения просроченной задолженности с максимальных значений снижается в 2 раза», — говорит гендиректор НБКИ Александр Викулин.

«Смещение просрочки в графике погашения к первому платежу в большинстве случаев оказывается мошенничеством, социальный дефолт, когда заемщик испытывает жизненные трудности, обычно размывается по срокам», — говорит директор по продуктам блока «Розничный бизнес» Альфа-банка Григорий Бабаджанян. Это первый индикатор мошенничества, когда банк видит, что первый платеж есть, а второго нет, указывает зампред правления «Ренессанс кредита» Татьяна Хондру: «Мы смотрим и на дефолт первого платежа, и на дефолт второго, чтобы не допустить просрочки до 90 дней и принять меры». Заемщики действительно могут забывать делать второй платеж, менее категоричен директор департамента управления процессами взыскания ХКФ-банка Святослав Емельянов: «Сотрудники банков очень часто предлагают клиентам внести первый платеж сразу, особенно это касается POS-кредитования, в итоге про второй платеж клиент может забыть, а банк — вовремя не напомнить». В банковской практике внесение первого платежа по кредиту, который в дальнейшем не обслуживается, можно объяснить тем, что в некоторых случаях кредитные представители мотивируют к этому заемщиков, так как это может влиять на их компенсацию, подтверждает Хондру.