Василий Алексеенко: Самарская область является лидером по числу обманутых дольщиков
Самарская область является лидером по числу проблемных объектов и обманутых дольщиков. Насколько эффективны меры по достройке замороженных домов? И что нужно делать, чтобы поставить точку в вопросе? Об этом БН рассказал председатель общественного движения «Дольщики Самары» Василий Алексеенко.
Нет отклика
- По данным Генпрокуратуры, сегодня в Самарской области больше 60 проблемных объектов долевого строительства, и регион по этому показателю уступает лишь Москве. Скажите, почему проблема долевого строительства в губернии достигла таких колоссальных масштабов?
Самарская область стала лидером по числу обманутых дольщиков по разным причинам. В городе-миллионнике всегда немало желающих улучшить жилищные условия. У нас много ветхого и аварийного жилья, велико число тех людей, которые исторически не обеспечены жильем. Также надо учитывать тех, кто уезжал работать в северные регионы а затем вернулся в среднюю полосу, приезжих из бывших союзных республик. Не секрет, что большинство самарских недобросовестных застройщиков работали следующим образом: ставили башенный кран на площадку и будку с надписью «Деньги нести сюда». О безопасности инвестиций в такие объекты говорить не приходится.
- В других регионах также имеются проблемные объекты, однако разобраться с ними удается в сравнительно краткие сроки. Какое решение было найдено?
Действительно, в других регионах дела обстоят намного лучше. Так, в Мордовии такой вопрос вообще отсутствует. В Татарстане проблемные объекты можно пересчитать по пальцам. В Воронежской области на данный момент все 12 объектов избавились от статуса проблемных. Надо отдать должное воронежцам, которые занимали активную позицию, проводили различные акции, митинги. Ситуацию взял под личный контроль губернатор. Инвесторам, взявшимся за достройку домов, предоставили льготы по налогообложению. Мы выступали с такой инициативой в Самарской области, но не нашли отклика.
Ничего кроме списков
- Насколько эффективно в регионе решаются проблемы дольщиков, которые в течение многих лет не могут въехать в приобретенное ими жилье?
О необходимости активных действий в решении этой проблемы на различных уровнях говорят не первый год. Такое указание еще в 2011 году давал президент Дмитрий Медведев, тогда координатором этого направления стало Минрегионразвития РФ. Но в результате все окончилось составлением списков участников долевого строительства, объекты которых так и не были достроены и введены в эксплуатацию. Никаких указаний или методик работы в регионы не направлялось, да и отчетности перед министерством как таковой не было. Только списки, планы, за реализацию которых ответственности никто не несет. Более того, до сих пор нет юридически точного понимания, кто же такой «обманутый дольщик» и что такое «проблемный объект».
В Самарской области с весны 2012 года работает новое правительство, которое заявило, что проблему необходимо решать. Однако с тех пор ничего по существу не изменилось.
- О каких именно реестрах и списках идет речь? Насколько они согласованы между собой, и помогают ли разрешить существующие проблемы?
В Самарской области таких списков несколько. Так, существовал список, составленный в областном правительстве, который включал 45 объектов. Затем с подачи депутата Госдумы Александра Хинштейна сформировался более обширный перечень в 144 объекта. Весной 2012 года он был резко сокращен – из него были исключены те дома, в которых граждане уже живут, хотя сами объекты не сданы до сих пор. И эти объекты перешли в еще один реестр – уже городского Департамента строительства и архитектуры, который и отвечает за ввод домов в эксплуатацию.
Заявлялось, что к концу 2012 года проблему несданных, но заселенных домов решат посредством предоставления застройщикам строительной амнистии. До сих пор этого сделано не было. Тем не менее дольщики живут в своих квартирах, пусть даже и почти без документов. И единственный способ оформить свою недвижимость в собственность для них – зарегистрировать право собственности на недострой в суде.
Нужна централизация
- Какой механизм решения проблемы мог бы сработать в регионе?
Без активной помощи государства ничего не получится. Попробовать выйти из сложившегося положения можно, если создать единого госоператора, который станет комплексно работать со всеми площадками – решать юридические проблемы, вести точный реестр дольщиков. Эта структура должна взять на себя ответственность и иметь ряд преференций.
При этом дольщиков можно разделить на три группы. В первую группу войдут те граждане, которые инвестировали в строительство недвижимости. Во вторую – те, кто решил улучшить жилищные условия. В третью – бывшие собственники помещений на месте построенного объекта, у которых изначально никаких дополнительных средств не имелось.
Самарская область могла бы открыть выпуск ценных бумаг, которые предоставлялись бы дольщикам. Часть граждан доплатит нужную сумму и достроит свой объект, часть «конвертирует» свои доли в недострое на ценные бумаги. Впоследствии их можно будет обменять на земельные участки под ИЖС. Дольщики третьей группы встанут в социальную очередь и, в конечном счете, получат свои квартиры.
- Как правило, большие надежды в решении проблем того или иного объекта возлагаются на нового инвестора. При этом в Самаре нет случаев, когда сторонняя компания заходит на площадку, достраивает дом и гарантированно обеспечивает жильем обманутых дольщиков. Почему такая схема не прижилась?
Поиск инвестора для проблемного объекта – это тема, звучащая везде и всюду. Однако наличие нового застройщика еще не значит, что дольщики получат свои квартиры. Ярким примером может послужить ситуация с ЖК «Ясная поляна». Да, группа компаний «Новый Дон» взялась за его достройку, но в то же время она берет «на себя» не всех дольщиков. Даже с теми из них, кому обещали предоставить квартиры, до сих пор не заключены договоры. То же самое произошло с домом компании «Металлопторг» на ул. Карбышева, где девять дольщиков остались без квартир. Инвестора можно понять. Его главная цель – заработать. Меценатство в данной сфере не распространено.
Все трудности возникают из-за отсутствия эффективной правовой схемы передачи проблемного объекта новому инвестору. Нет ни одного документа, регламентирующего взаимоотношения всех сторон, гарантом которых выступает Министерство строительства. И, по сути, у ведомства нет никаких полномочий, оно лишь отслеживает ситуацию, и только.
Кроме того, далеко не всегда недобросовестный застройщик с легкостью отказывается от объекта. А в ситуациях, где он уже не имеет влияния, возникают различные юридические нюансы, мешающие передать права и обязанности новому инвестору. С последним, кстати, тоже зачастую сложно договориться об условиях сделки.
- Что в таком случае делать дольщикам?
Люди идут в Минстрой как в государственную организацию, которой можно доверять. Но министерство не может напрямую изменить ситуацию на каком-то конкретном объекте. Поэтому важна активная позиция самих дольщиков, среди них обязательно должен быть юрист, способный разобраться в ситуации. Но консолидировать всех дольщиков практически невозможно: каждый из них живет в своем ритме, решает свои ежедневные проблемы. Здесь выручают только инициативные группы, которые действительно стремятся что-то изменить, найти рычаги влияния, за что им огромное спасибо. Без таких групп о проблемных объектах в нашей области никто бы не узнал.
- Как будет развиваться деятельность общественного движения «Дольщики Самары» в этом году?
В наши ближайшие планы входит составление рейтинга игроков строительного рынка Самары и области. Он позволит понять, насколько эффективно работают компании, и даст гражданам исчерпывающую информацию о застройщиках. Критерии рейтинга будут достаточно простыми: сколько у компании объектов, есть ли среди них проблемные, по какой схеме ведется финансирование строительства, с какими страховыми организациями и банками застройщик сотрудничает, как быстро осуществляется ввод объектов в эксплуатацию, каковы причины задержки сроков. Грамотному застройщику скрывать нечего, поэтому он сам будет готов предоставить данные о своей деятельности. В Москве подобный перечень ведется городским комитетом по реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, с похожей инициативой недавно выступила администрация Уфы. По-прежнему наша главная задача – привлечь внимание к теме проблемного строительства на разных уровнях, не дать ей «заглохнуть».