25 июня 2018
1325
поделитесь с друзьями

Обманутые дольщики рискуют превратиться в обманутых вкладчиков

С 1 июля в стране прекратит свою работу система долевого участия в строительстве. Гражданам пользы от этого будет немного – и без того недоступное жильё станет ещё более недоступным. В очевидном выигрыше оказываются только банкиры, в пользу которых де-факто и будут перераспределены денежные потоки.

Деньги теперь люди несут не застройщику, а банку. Тот, в свою очередь, может ссужать средства строителям, обеспечивая контроль расходования. В случае чего, по идее, банки должны иметь возможность вернуть деньги, в том числе и из своих собственных средств. Ведь они рачительнее к ним относятся, чем застройщики, зарывающие каждый рубль в свои проекты. Хоть банки и банкротятся с завидным постоянством, теоретически сохранность средств должна повыситься. Однако давайте разберёмся, за чей же счёт собираются повышать нашу безопасность.

Объективно необходимость как-то решить проблему с обманутыми дольщиками назрела уже давно. По данным на конец прошлого года, в стране насчитывалось более 36 тыс. граждан, официально зарегистрированных в реестре обманутых дольщиков. Однако, поскольку реестр этот носит заявительный характер, эксперты считают, что в реальности бесквартирных дольщиков сегодня около 100 тысяч. И самое печальное, что как минимум четверть проблемных объектов на сегодня не имеют ни примерных сроков завершения строительства, ни даже сколько-нибудь понятного плана действий.

Свежий пример: буквально несколько дней назад «Наша Версия» рассказывала о пикетах дольщиков, прошедших в столице Татарстана. На улицы вышли клиенты целого ряда строительных фирм, не выполнивших своих обязательств. К сожалению, Татарстан в этом смысле не уникален: замороженные долгострои сегодня можно найти практически в каждом регионе страны.

Нынешняя попытка отказаться от долевого строительства в некотором смысле выглядит даже логично. Как говорится, нет дольщиков – нет проблемы. Загвоздка, однако, состоит в том, что никаких других способов улучшить свои жилищные условия у россиян сегодня просто нет: по оценкам аналитиков, доля договоров долевого участия на рынке превышает 80%.

Отказ от них, предупреждают участники рынка, неизбежно взвинтит цены. Рейтинговое агентство строительного комплекса (РАСК) прогнозирует как минимум 5–10-процентное подорожание. Некоторые эксперты предвещают и вовсе скачок на 40%.

Но самое главное заключается в другом: по факту в прежней цепочке девелопер – покупатель просто появится третий игрок – банк. Именно банки будут открывать девелоперам кредитные линии под средства, собранные всё с тех же дольщиков. На сегодня Центробанк аккредитовал 25 банков, которым будет разрешено участвовать в проектном финансировании девелоперов. Но эксперты уже сейчас отмечают, что ещё на этапе предварительных обсуждений выяснилось, что ликвидности этих банков может не хватить для полного замещения средств дольщиков. «Девелоперы в регионах вообще могут остаться без кредитных средств», – считает аналитик Sberbank-CIB Юлия Гордеева. При этом крупным девелоперским компаниям сотрудничество с банками оказывается невыгодным, поскольку при наличии свободных средств им сподручнее продавать уже готовое жильё.

В результате на рынке будут всё те же дольщики, но уже не от строительных компаний, а от банков. По оценкам аналитиков, в строительстве сегодня находится около 3 трлн рублей, привлечённых у населения. За такую сумму стоит побороться – похоже, именно так и решило банковское лобби. Не очень понятно, правда, каким образом «перетекание» средств от девелоперов к банкирам обеспечит их целевое использование. Похоже, что обманутых дольщиков в скором времени у нас и правда не будет. Их место займут обманутые вкладчики.

Евгений Мазепин, управляющий партнёр юридической компании «Мазепин и партнёры»:

– Очевидный выгодоприобретатель отмены долевого строительства – это банки и крупные застройщики. Фактически можно говорить о монополизации строительного рынка банковскими структурами. Вполне возможны поглощения ряда строительных компаний банковскими структурами, а также создание застройщиков – «дочек» банков.