«Обманутые дольщики» деревянного домостроения
Взрывной спрос на загородное домостроение чреват не только километровыми автомобильными пробками на границах города. Пока производители стройматериалов довольно потирают руки, некрупные строительные компании готовятся банкротиться.
Слышу голоса, что вечно правы, и пугаюсь этой правоты
Бум загородного строительства начался в прошлом году с приходом пандемии. И, похоже, в обозримом будущем заканчиваться не собирается. «Люди отказываются от офисов, переходят на удаленку, сдают квартиры и покупают землю, – рассуждает директор выставки „Строим дом“ Александр Пудиков. – Сам себе даешь рассрочку и начинаешь строиться».
В Ассоциации деревянного домостроения подсчитали: спрос на производство и строительство деревянных домов в среднем по России за первый квартал 2021 года вырос на 40% по сравнению с цифрами на 31 декабря. И – в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Отложенные на турпоездки средства остались свободными. И люди вкладывают деньги в ремонты, покупку загородных участков и строительство, – констатируют в пресс-службе Ассоциации. – Вместе с этим россиянам стали более доступны кредиты на индивидуальное жилищное строительство и даже ипотека».
Соответственно, резкое увеличение спроса на «загородное» кредитование зафиксировали и банкиры. Так, Сбербанк за первый квартал 2021 года выдал ипотечных кредитов на загородную недвижимость и земельные участки в 3,5 раза больше, чем за аналогичный (уточним – допандемийный) период прошлого года.
Другие банки не отстают, и число предложений, например, на кредитном онлайн-акселераторе «Выберу.ру» в разделе «Ипотека на загородную недвижимость» уже достигло 35 продуктов разных банков. «Банки дорабатывают свои продукты исходя из конкурентной обстановки на рынке и избранного риск-профиля, – говорит коммерческий директор платформы „Выберу.ру“ Ярослав Баджурак. – Как только у соседнего банка меняются условия, все банковские игроки сегмента начинают задумываться, не следует ли им самим избрать похожий путь».
Причем многие граждане, опасаясь кропотливых проверок по ипотечным заявкам, берут на строительство не ипотечные, а потребкредиты. То есть реальные показатели спроса еще выше.
Кроме того, правительство РФ по программе семейной ипотеки разрешило с апреля направлять кредиты на строительство частных домов и приобретение земельных участков. А 1 июня было обнародовано поручение президента о дополнительных субсидиях на развитие села. И среди прочего на сельскую ипотеку – 2 млрд руб.
И вот уже находятся банки, которые обещают увеличить до конца нынешнего года кредитование загородки в пять-шесть раз. Что будет абсолютным рекордом для нишевого продукта.
Если я попался вам навстречу, значит, вам со мной не по пути
Еще важный момент: в загородном домостроении производственный цикл составляет от полутора до пяти лет. И сейчас подрядчиками преимущественно достраиваются объекты по допандемийным договорам и активно строятся дома по договорам, оформленным весной-летом прошлого года.
И уже тогда цены на стройматериалы продемонстрировали, кто на рынке домостроения по-настоящему главный. «Возник спрос на строительство. И это автоматически привело к росту стоимости, поскольку наступило время не покупателя, а продавца. Мы не могли справиться с возросшим спросом. Как следствие – росли в цене все материалы, на которые тоже спрос вырос», – оправдывается член совета директоров корпорации «Русь» Дмитрий Майоров.
Ну а далее появилась еще одна милая сердцу лесопромышленников причина для роста цен на строительный лес. «В этом году рост цен усилился благодаря значительному росту экспорта в связи с общемировой тенденцией к увеличению стоимости сырьевых ресурсов. И в связи с предстоящим запретом экспорта необработанных пиломатериалов из России, – объясняет Дмитрий Майоров. – Поэтому сегодня поставщики сырой доски для дальнейшей переработки совершенно честно излагают свою позицию: мы готовы отпустить по цене, равной экспортной».
В итоге, например, с прошлого лета клееный брус подорожал на 60% и дорожает дальше пугающими темпами.
И если бы дорожали только пиломатериалы. «Чтобы у вас в доме был водопровод, вам нужна труба. Но из-за пандемии в Европе заводы закрылись, и российские производители начали поставлять продукцию за границу. Здесь цена выросла чуть ли не в два раза… И что из стройматериалов мы ни возьмем, увидим ценовой скачок», – вторит Александр Пудиков.
Точнее, опять же лето к лету – скачок цены, например, на металл для кровельных покрытий составил около 90%. Фанера, дорожный битум и пенополистирол подорожали только с декабря более чем на 50%, кирпич, газобетонные блоки, отделочные материалы – более чем на 20%...
«Нужно было строить несколько лет назад по низким ценам с дешевой рабочей силой», – дает бесплатный совет Александр Пудиков.
По дороге разочарований снова, очарованный, пойду
К описанной «картине маслом» можно добавить два момента. Банк России 11 июня в очередной раз будет рассматривать вопрос, поднимать или не поднимать ключевую ставку. И большинство аналитиков склоняются к прогнозу, что ставка будет поднята с нынешних 5,0 до 5,5%. А значит, инфляция получит подпитку и ускорится. Таким образом, рост цен на стройматериалы получит лишнюю инфляционную составляющую.
Собственно же в сфере производства стройматериалов самое сейчас ожидаемое событие – введение с 1 июля пошлин в 10% на вывоз отдельных видов лесоматериалов. Точнее, на сырую грубо обработанную древесину.
Но на коротком временном отрезке мера не успеет остудить горячие головы поставщиков. А на длительном, предупреждают в Ассоциации деревянного домостроения, вообще приведет к переориентации производителей на сухую продукцию. И опять же – «к практически неизбежному дальнейшему подорожанию лесоматериалов».
А для потребителей – то есть граждан, заказывающих строительство дома, всё вышесказанное может вылиться в очень большие неприятности.
Ведь уже сегодня растет число судебных исков к строительным компаниям на загородке, не исполнившим обязательства по договорам. И вскоре под градом исков стройкомпании начнут лопаться одна за другой.
«Потому что клиенты заказали строительство домов, утвердили проекты, внесли строительной компании предоплату. А стройкомпания не поторопилась закупить лес впрок, а теперь, после скачка цен, закупить его уже на имеющиеся ресурсы не может в принципе, – уточняет Александр Пудиков. – Я уверен, что сейчас большое количество стройкомпаний будет уходить с рынка. Потому что взяли деньги, а построить исходя из подписанных смет не смогут».
Или, как вариант, эти игроки станут брать новые заказы и авансы. И строить на эти деньги прежним заказчикам. Получится самая обыкновенная пирамида. То, что до реформы жилищного многоэтажного строительства называлось «котловым финансированием» и в конце концов приводило к недостроям и обманутым дольщикам.