22 апреля 2016
1610
поделитесь с друзьями

Обратная ипотека не сумеет помочь победить бедность

Продвижение в России обратной ипотеки не поможет победить бедность, считают эксперты, опрошенные порталом Банки.ру.

Минфин объявил о том, что рассматривает возможность запустить такой продукт, как «обратная ипотека». Это означает, что, получив кредит в виде ежемесячных выплат, заемщик через какое-то время расстается со своей недвижимостью.

«Человек, который имеет имущество и который перестал зарабатывать, может передать это имущество. А государство будет ему платить часть средств в стоимость этого имущества, которое по истечении какого-то времени, может быть, времени жизни этого человека, переходит в государственную собственность», — объяснила первый замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко.

По словам Нестеренко, таким образом правительство пытается «найти инструменты, чтобы победить бедность в Российской Федерации».

Эксперты, опрошенные Банки.ру, считают, что такие контракты между гражданами и государством или банками возможны, но это не способ победить бедность.

Введение подобного инструмента вполне возможно, вопрос в востребованности, говорит руководитель по развитию сделок с недвижимостью Промсвязьбанка Елена Назаренко. «Скорее всего, такая программа будет интересна только одиноким людям, у которых нет родственников, либо совсем неблагополучным слоям населения и широкого распространения не получит. Если сейчас за престарелыми людьми ухаживают «за квартиру» соседи, социальные работники, то с введением обратной ипотеки эта функция перейдет дополнительно к государству. У государства будет пополняться резерв квартир для социального найма и параллельно будет возможность решить вопрос с обеспечением жильем нуждающихся», — комментирует Назаренко. «Очевидно, что в борьбе с бедностью это не поможет», — добавляет она.

Обратная ипотека — финансовый продукт, который может быть интересен ограниченному кругу социально незащищенных граждан, согласен директор департамента продаж подразделений сети Абсолют Банка Иван Любименко. «Например, пенсионерам, которые единолично владеют жилой собственностью. Для успешного запуска программы в России важно детально проработать программу с учетом особенностей российского законодательства, а также проанализировать, насколько данная программа будет востребована в основном сегменте (пенсионеры) с учетом менталитета россиян», — отмечает он.

По его мнению, гарантом подобных сделок должно выступать государство, а банки могут участвовать в качестве посредников.

«На наш взгляд, гарантом в данном случае должно выступать государство, так как именно оно является регулятором рынка... А банки с государственной поддержкой теоретически могут выполнять посреднические функции между клиентом и государством, обеспечивая сопровождение процесса от момента заключения сделки до получения конечного результата. При этом банки смогут получать прибыль только в конце срока действия программы, поэтому в данном случае особенно важна поддержка государства», — говорит Любименко.

Этот инструмент пришел из развитых стран, но там он носит несколько другой характер, объясняет генеральный директор МФО «Мани Фанни» Александр Шустов. «Это не способ помочь неимущим гражданам, а способ улучшить благосостояние так называемого среднего класса. Именно представитель среднего класса имеет шанс получить такой кредит в США или Европе, а слабообеспеченные слои населения никогда не получают одобрения на этот вид займа в банке. В этом коренное отличие. Также нужно учесть, что на Западе такой кредит выдается, когда от возраста заемщика до средней продолжительности жизни остается десять лет. Скажем, такой кредит в США обычно получают люди 70—74 лет. И используют его, чтобы оплатить дорогостоящее лечение», — рассказывает Шустов.

«В России уже была попытка запустить подобную программу, напоминает Иван Любименко. «Стоит отметить, что данная программа уже запускалась в 2012 году, но не нашла ожидаемого отклика», — отмечает эксперт.