Предложения о запрете или ограничении выдачи валютной ипотеки не имеют особого смысла
Законодательное собрание Петербурга предложило установить до 31 декабря 2017 года мораторий на изъятие жилья, являющегося залогом по договору валютной ипотеки, если это жилье — единственная недвижимость заемщика, а также полностью запретить выдачу ипотечных кредитов в иностранной валюте. Участники рынка говорят, что идеи неактуальны, поскольку изъятие недвижимости по решению суда и так занимает примерно два года, а выдавать ипотечные кредиты в иностранной валюте банки уже прекратили по собственной инициативе.
Четвертого марта на заседании Законодательного собрания Петербурга было принято постановление "Об Обращении Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Председателю Правительства Российской Федерации Д. А. Медведеву".
Как пояснил на сайте ЗакСа председатель Вячеслав Макаров, обращение было разработано по инициативе фракции "Единая Россия". "Оно направлено на стабилизацию ситуации на рынке ипотечного жилищного кредитования и защиту прав тех заемщиков, которые пострадали от роста курса иностранных валют. Сегодня такие граждане фактически лишились возможности исполнять обязательства по кредитным договорам", — сообщил он.
Предложения были выработаны по итогам обсуждения проблемы на круглом столе, в работе которого участвовали как депутаты, так и банковское сообщество, жители города.
В обращении предлагается установить мораторий до 31 декабря 2017 года на изъятие жилого помещения, являющегося предметом залога по договору валютной ипотеки, если такое жилое помещение является единственной недвижимостью заемщика и членов его семьи. В этом же случае дополнительной гарантией для граждан может стать введение запрета на уступку права требования обязательств с них третьим лицам. Также депутаты предлагают установить запрет на изъятие банками иного имущества заемщика в счет его задолженности по ипотечному договору.
Кроме того, предлагается реструктуризация существующих валютных обязательств и их перевод в российские рубли по сбалансированному фиксированному курсу банками-кредиторами, получающими государственную поддержку, и, во-вторых, полный запрет на выдачу ипотечных кредитов, рассчитанных в иностранной валюте.
Большинство опрошенных банков отказались прокомментировать инициативу. Однако нашлись и те кредитные организации, которым было что сказать — в частности, один из крупнейших игроков на ипотечном рынке ВТБ24.
Иван Макаров, пресс-секретарь ВТБ24 по СЗФО, считает, что, безусловно, любая инициатива, которая стимулирует выработку решения проблемных ситуаций, полезна. "К сожалению, предложения о запрете или ограничении выдачи валютной ипотеки уже давно не имеют особого смысла. Во-первых, спрос на такого рода кредиты после 2008 года был исключительно у людей, имеющих валютные доходы, а потому сделки стали носить единичный характер. Во-вторых, все банки уже с середины декабря прошлого года и без каких-либо законодательных инициатив окончательно прекратили выдачу валютной ипотеки. В-третьих, очевидно, что такой мораторий никак не поможет тем, кто оформил валютную ипотеку в 2007-2008 годах и не переоформил ее в рублевую на рубеже 2010-2014 годов, оказавшись в результате в крайне тяжелой финансовой ситуации", — говорит он.
По словам господина Макарова, введение временного моратория на изъятие залога чуть более соответствует ожиданиям валютных заемщиков, но здесь необходимо понимать, что практика работы банков по урегулированию просроченной задолженности не предусматривает ни мгновенного выселения семьи из ипотечной квартиры, ни продажи ипотечного кредита коллекторам. "У заемщика есть как минимум три месяца после первой просрочки по ипотечному кредиту на то, чтобы договориться с банком о реструктуризации кредита. Лишь после того, как просрочка превысит 90 дней, и банк будет вынужден созывать дополнительные резервы на возможные потери, последует иск в суд и начнется процесс судебного разбирательства, который тянется, как правило, год-полтора. Мы неоднократно подчеркивали, в том числе и в рамках специальной встречи, организованной недавно в Законодательном собрании Санкт-Петербурга с участием депутатов и валютных заемщиков, что банки никоим образом не заинтересованы в изъятии квартир и выселении из них валютных заемщиков. Мы рассчитываем, что в ближайшее время проблема десятков тысяч россиян, оказавшихся в сложной ситуации из-за нежелания рефинансировать свои валютные кредиты после резкого скачка валютного курса в 2008 году, будет так или иначе разрешена на федеральном уровне", — рассказал господин Макаров.
Что касается Санкт-Петербурга, то на начало 2015 года ипотечными заемщиками ВТБ24 в город было свыше 37 тыс. человек. Из них валютные кредиты имелись у 550 человек. С обращениями о невозможности обслуживать данные кредиты в филиал обратился 81 валютный заемщик.
Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга "Финам", считает, что логичнее не запрещать выдавать валютную ипотеку, а проинформировать всех потребителей, что государство не в ответе за их решения. "Все-таки никто не заставлял покупателя оформлять договор в долларах, просто он решил немного сэкономить в долгосрочной перспективе на разнице ставок между рублевым займом и долларовым. На рынок это нововведение повлияет не сильно, все-таки доля ипотечных кредитов в иностранной валюте составляет не более одного процента от общего числа ипотечных кредитов в РФ. Что же касается перевода валютного долга в рубли, то здесь банки не будут проводить такое решение себе в убыток, а, как я уже говорил, государство здесь не обязано помогать вкладчикам, так как это создает неравноправие: рублевым заемщикам никто не помогает, хотя ставки там существенно выше", — высказывается господин Сороко.