Выбор конкретных путей решения проблем дольщиков Петербурга было решено оставить на время "после выборов"
Чиновники и строители Петербурга и Ленобласти знают сразу несколько способов решения проблем обманутых дольщиков и предотвращения появления новых «жертв» недобросовестных строителей. Но «ключ к долгостроям» обещают подобрать только после выборов.
Обещанного три года ждут. Как минимум: об этом знают петербургские дольщики, надежды которых на новоселье так и не сбылись. По неофициальным данным, обманутых дольщиков в городе на Неве - свыше десяти тысяч. Как решить их проблемы и не допустить появления новых «жертв», решали участники рабочей встречи в полпредстве президента по Северо-Западному федеральному округу.
Взаймы у бюджета
Как отметил заместитель полпреда в СЗФО Сергей Зимин, проблемные застройщики активно «размножились» в 2009 году, когда в полную силу грянул кризис. Хорошо, если, пережив трудный период, застройщик все-таки сдал объект. Но многие строительные компании, по замечанию чиновника, создали такую многоуровневую систему передачи ответственности, что уйти от обязательств вместе с деньгами дольщиков для них не представляло большого труда.
Самый простой, на первый взгляд, выход, который предлагают эксперты Петербурга и Ленобласти – подключить к решению проблем дольщиков казенные деньги. Например, в Ленобласти сейчас 14 проблемных объектов (половина – в высокой стадии готовности). Чиновники региона подсчитали, что при наличии средств их можно достроить всего за полгода. Например, за счет прямого финансирования из бюджета региона либо посредством бюджетных кредитов муниципальным образованиям, на территории которых находится проблемный объект. Можно также «перекинуть» часть денег, предусмотренных программами расселения ветхого и аварийного жилья.
Еще один вариант – инициировать принятие на федеральном уровне программы предоставления субъектам Федерации долгосрочных кредитов, на средства которых будут достраиваться дома.
С тем, что «невозможное возможно», эксперты не спорят. Но, подчеркнул Сергей Зимин, надеяться на казну сложно из-за того, что ситуация с наполняемостью региональных бюджетов очень непростая и в перспективе только обострится.
У некоторых экспертов идея о «спасении» дольщиков за счет государства вызвала неприятие. Как считает гендиректор ОАО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» Владислав Назаров, это все равно что возмещать из бюджета деньги за купленную в магазине испорченную колбасу...
К тому же, отмечают специалисты, одно дело – помогать очередникам, которые, например, получили бюджетную субсидию на улучшение жилищных условий, вложили в стройку и остались у «разбитого корыта» впятером на 18-ти «квадратах»... Но такие случаи единичны – гораздо больше обычных дольщиков, рискнувших своими деньгами, и даже инвесторов, которые вложились в квартиру для последующего зарабатывания сдачей ее в аренду.
Эксперты предлагают и неординарные способы решения проблем дольщиков. Например, за счет предоставления несостоявшимся новоселам квартир на условиях социального либо коммерческого найма. Как пояснил эксперт аппарата полпреда Юрий Курикалов, дольщику во внеочередном порядке может быть предоставлено жилье по социальному либо коммерческому найму. Во втором случае – по льготной цене. При этом граждане уступают городу (региону) свои имущественные права на недостроенное жилье. То есть, власть будет выступать как «коллектор», который заставит застройщика вернуть деньги или достроить жилье, причем квартира будет принадлежать уже государству.
Не инвестировать в жулье
Но гораздо правильней было бы заставить самих застройщиков выполнять обязательства и создать такие механизмы, которые в принципе не оставили бы шанса «кинуть» дольщиков. Один из вариантов – страхование ответственности застройщика через саморегулируемую организацию (СРО). Напомним, ее члены создают компенсационный фонд.
Но здесь есть два подводных камня. Во-первых, в СРО участвуют застройщики. А, по словам президента Северо-Западной палаты недвижимости, в Петербурге порядка 25% из них на самом деле не являются строительными компаниями. С кем только не заключаются договоры: риелторами, посредниками, инвесторами... Вопрос – кто же все-таки будет страховать ответственность и кто будет платить по счетам в случае проблем. Второй момент – далеко не всякая СРО примет в свою «компанию» потенциально проблемного застройщика. Но не факт, что из-за этого он уйдет с рынка.
Можно пойти и по пути страхования ответственности строителей, но в этом случае оно должно быть обязательным, иначе страховаться будут только добросовестные застройщики, предположил Сергей Зимин.
По мнению представителей строительного сообщества, наиболее действенным был бы механизм, подобный страхованию вкладов в банковском секторе. Напомним, сегодня все банки «скидываются» в фонд, из которого возмещаются средства обманутым вкладчикам (в данный момент размер страховых выплат составляет до 700 тысяч рублей на вкладчика).
Идею создания такого фонда для дольщиков на федеральном уровне уже почти три года пытается «протолкнуть» через Законодательное Собрание Петербурга гендиректор НП СРО «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Игорь Белоусов. Он предлагает отчислять в фонд по 2% от стоимости квартиры. Отчислять должны все, кто продает жилье – хоть застройщик, хоть инвестор, пояснил он корреспонденту «БалтИнфо». Отдав часть денег в «копилку», инвестор получит стимул для того, чтобы достроить объект. Что касается размера страховых выплат, то, по словам депутата, он должен составлять до 2 млн рублей.
По словам Белоусова, почему принятие этого закона тормозится – непонятно. Возможно, кто-то считает, что застройщики и дольщики не должны нести солидарную ответственность за всех, кто вложился в решение «квартирного вопроса»…
Горькая доля «в законе»
Защитных механизмов, которые не позволили бы проблемам дольщиков разрастаться, как снежный ком, много. Так, при определенных условиях получить распространение может механизм «стройсберкасс» – дольщики будут отдавать деньги банку, а тот – финансировать стройку. Понятно, что в таких случаях жилье будет несколько дороже. Зато риски будут «оседать» не на вкладчиках, а на банке, говорит Вячеслав Назаров.
Кроме того, считает Сергей Зимин, можно «покопаться» в системе выдачи разрешений на строительство. Он признает, что это будет административным барьером, зато дольщики получат лишнюю степень защиты. Правда, застройщики от такого предложения не в восторге. «У нас 150 видов разрешений. Хотят сделать 151-й? – говорит Игорь Белоусов. – К тому же, не ясно, кто и как будет проверять финансовую устойчивость компании. Объективных критериев нет».
При этом эксперты солидарны в том, что начинать работу надо, по большому счету, с изменений законодательства. Так, в нем до сих пор нет понятия «обманутый дольщик». Грешит несовершенствами и 214-й федеральный закон (о долевом строительстве), который распространяется далеко не на всех участников рынка. Например, под его действие не попадают жилищно-строительные кооперативы, которые расцвели пышным цветом после вступления в силу 214-ФЗ и в которых очень часто «заводятся» проблемы обманутых дольщиков.
Какой вариант выберут чиновники Северо-Запада для решения проблем обманутых дольщиков? После совещания в полпредстве в растерянности был даже заместитель полпреда. «Предложений много, а ясности нет», - резюмировал Сергей Зимин. Выбор конкретных путей было решено оставить на время «после выборов» – в следующий раз говорить о «горькой доле» эксперты будут 15 марта.
Напомним, что в декабре 2010 года Минрегион поставил задачу искоренить проблему обманутых дольщиков в течение полутора лет. Эстафету в мае 2011-го подхватил премьер-министр РФ Владимир Путин, который заявил, что к середине 2012 года обманутых дольщиков в стране быть не должно. Чиновники полпредства грустно констатируют: даже если принять экстренные меры, то и к концу года проблема будет решена только наполовину.