15 февраля 2012
2296
поделитесь с друзьями

Дольщики получат дополнительную защиту

На этой неделе Госдума рассмотрит поправки к закону о долевом строительстве, который был принят в 2004 году (214-ФЗ). После принятия закона государство практически самоустранилось от решения проблемы обманутых дольщиков. В результате их число составляет около 70 тысяч. Многие из них годами не могут решить свои проблемы, теряют собственность и деньги, ничего не получая взамен.

В связи с этим предлагается расширить понятие объекта долевого строительства фразой "объект незавершенного строительства", так как действующее законодательство о регистрации прав на объекты недвижимости содержит понятие "объект незавершенного строительства", а в случае с долевым строительством объект не имеет определенного титульного права, так как невозможно зарегистрировать право собственности.

Поскольку правила привлечения денежных средств населения для долевого строительства определяются законом, принятым государственными органами власти и подписанным президентом, необходимо усилить ответственность власти за надлежащее исполнение статей закона. В связи с этим действующий закон дополняется статьей, в которой записано: "Каждый договор об участии в долевом строительстве, заключаемый между организацией застройщика и отдельным гражданином-дольщиком, должен быть подтвержден поручительством со стороны саморегулируемого сообщества региона или, при его отсутствии, со стороны регионального органа власти".

Предлагается также расширить перечень способов обеспечения обязательств. По мнению авторов законопроекта, особенно эффективным будет включение в договор долевого участия всех участников строительства положений о внесении денежных средств на строительство через депозит нотариуса или использование банковского аккредитива банков с государственным участием. То есть участник вносит средства на депозит нотариуса, а застройщик, чтобы списать часть средств на свой счет, должен документально подтвердить, что, во-первых, имеет право на привлечение денежных средств, во-вторых, выполнил объем работ, определенный договором для оплаты. Так может быть достигнут поэтапный контроль хода исполнения договора сторонами, а в случае нарушения договора застройщиком - сохранены средства дольщика.

В случае несоблюдения условий договора застройщиком нотариус или банк может списать деньги с депозита за вычетом предусмотренной договором суммы штрафа за ненадлежащее исполнение договора. В связи с тем, что действующее законодательство имеет ограниченную возможность по регистрации прав участников долевого строительства на создаваемый объект и земельный участок под ним, предлагается обеспечить дополнительную защиту прав населения. В случаях, когда их права уже нарушены, с помощью закрепления за ними прав на объект незавершенного строительства и на земельный участок.

В практике строительства возникают ситуации, при которых, после заключения договора на строительство дома, фирма была признана банкротом и в результате этого у граждан забрали недостроенный дом, создаваемый на их средства. Следовательно, законодательство о долевом участии в строительстве в нынешнем виде ущемляет права граждан, не гарантирует их право на жилище.

Сейчас закон регулирует отношения одного участника и строительной компании. Но, как правило, группа дольщиков, инвестирующих в строительство объекта, является самым крупным инвестором. И если Законом "Об иностранных инвестициях в РФ" предусмотрено право коммерческих инвесторов на создаваемый объект пропорционально внесенным денежным средствам, то в отношении отдельных граждан, вкладывающих средства для личного строительства, это право еще необходимо конкретизировать. Общее собрание участников долевого строительства должно быть наделено дополнительными полномочиями. Тем самым устанавливается дополнительный механизм поэтапного контроля за ходом строительства со стороны отдельных некоммерческих дольщиков.

По мнению исполнительного директора филиала Консалтинговой группы "НЭО Центр" в Санкт-Петербурге Александра Соколовского, предлагаемые в законопроекте механизмы мало пригодны для обеспечения интересов дольщиков, и не согласуются с существующими нормами законодательства РФ и позициями судебной практики.

"Например, авторы законопроекта предлагают регистрировать за дольщиками права на строящийся дом, как на объект незавершенного строительства. Согласно позиции ВАС РФ право собственности на такой объект может быть зарегистрировано только в том случае, если строительство объекта прекращено (здание не является предметом действующего договора подряда), а собственнику необходимо совершить сделку с этим объектом, - говорит он. - Законопроектом предлагается также обеспечить интересы дольщиков с помощью внесения долевых взносов на депозит нотариуса или путем оплаты взносов по аккредитиву банка с государственным участием. Однако исполнение путем внесения долга на депозит согласно действующему законодательству используется только в тех случаях, когда должник не имеет возможности исполнить свое обязательство перед кредитором напрямую (например, кредитор уклоняется от принятия исполнения или местонахождение кредитора неизвестно). Установление правила о расчетах по аккредитиву через банки с госучастием противоречит нормам о защите конкуренции, поскольку создает неоправданные преимущества для государственных банков. В целом, процедура, при которой девелопер будет получать деньги только после завершения определенного этапа строительства, идет вразрез со смыслом договора долевого участия, поскольку привлечение денег дольщиков осуществляется именно для финансирования строительства".

Координатор Союза дольщиков MiraxGroup Дмитрий Учитель полагает, что интеграция понятия "объекта незавершенного строительства" как объекта права в текст закона с целью возможности досрочной регистрации своих прав, должна быть дополнена другим не менее важным параметром - страхованием строительства. Бремя достройки дома за счет дольщиков в случае банкротства застройщика не должно лежать на участниках долевого строительства. Зачастую, когда продано 70% квартир, а построено даже 70% здания, это бремя непосильно. Ответственность застройщика должна быть застрахована страховщиком из списка, утвержденного правительством региона.

Необходимо, по мнению Учителя, также внести поправки в ряд нормативов и регламентов, связанных с самим процессом строительства. Застройщик даже при желании не может заключить договор долевого участия (ДДУ) с покупателем квартиры. В Москве сложилась практика производства только краткосрочных (меньше года) договоров аренды земли под строительством жилых домов. ФРС не регистрирует договора аренды такого рода. А для заключения ДДУ необходимо зарегистрированные права аренды. Не реально быстро сменить застройщика, не выполняющего условия инвестиционного договора.

"На этапах начала строительства действительно необходимо создание Некоммерческих объединений дольщиков с контрольными полномочиями. Эти объединения должны иметь возможность формирования контрольно-ревизионных групп из числа членов своего правления, представителей местной законодательной власти, органов стройнадзора. Жалобы и обращения от подобных организаций должны иметь ускоренный режим рассмотрения. Практика и опыт работы таких групп может быть использована не только в целях ревизии и контроля за этапами строительства, но и с целью формирования законодательных инициатив в области строительства жилых объектов в РФ", - считает Учитель.