09 января 2020
812
поделитесь с друзьями

Эксперты ОНФ предложили изменить порядок вызова ипотечных должников в суд

Суды не должны начинать разбирательства без надлежащего уведомления должника, когда предметом залога является единственное жилье. Если почтовая корреспонденция вернулась в суд за истечением срока хранения, необходимо обязать суды уведомлять ответчика телеграммой, через сайт госуслуг или подвергать его принудительному приводу с помощью службы судебных приставов. Об этом заявил эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков» Антон Канунников.


VI РОССИЙСКИЙ ИПОТЕЧНЫЙ КОНГРЕСС


Как сообщает пресс-служба общественного движения, работа почтовых служб, включая государственного монополиста, крайне далека от идеала. Но одно дело, когда на почте затерялась посылка, и совсем другое дело, когда из-за халатности сотрудников почты граждане не получают судебную корреспонденцию. Самые распространенные случаи на практике – это фактическое отсутствие попыток вручения извещения о поступлении почтового отправления, а также нарушение срока хранения «судебных» почтовых отправлений в течение семи рабочих дней. Однако почтовые службы умело себя подстраховывают – они возвращают отправления в суд «за истечением срока хранения». Документально все выглядит так, что получатель не явился в почтовое отделение. Согласно разъяснениям Верховного суда, такие получатели считаются уведомленными надлежащим образом, и суды, признавая их неявку неуважительной, выносят решения, заявил эксперт.

«Подобная практика особенно критична для ипотечных заемщиков, когда на кону жилая недвижимость. Только за последний месяц прошлого года к нам поступило два обращения от граждан, которые лишились своего единственного жилья, даже не подозревая, что судебные тяжбы уже прошли. Граждане, которые взяли в долг под залог недвижимости до вступления в силу закона о запрете выдачи таких займов, в подавляющем большинстве указывают, что никакую корреспонденцию ни от суда, ни от службы судебных приставов они не получали. Трагедия заключается в том, что люди узнают уже от нового собственника о том, что единственное жилье им больше не принадлежит и у них остается лишь неделя на переезд», – отметил Канунников.

Отменить заочное решение суда в таких случаях практически невозможно. Наличие просроченной задолженности по ипотечному кредиту дает право кредитору взыскать заложенное имущество. А ведь можно было попытаться заключить с кредитором мировое соглашение или попросить отсрочку исполнения решения суда, как это предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом РФ. Или оспорить начальную рыночную стоимость имущества, которую кредиторы нередко занижают, чтобы быстрее реализовать залог. Варианты всегда можно найти, если знать о предстоящем судебном заседании заранее, считает эксперт ОНФ.

«На наш взгляд, учитывая активное стимулирование ипотеки государством на фоне постоянно снижающихся реально располагаемых доходов россиян, проблему необходимо решать оперативно. По нашему мнению, суды не должны начинать разбирательства без надлежащего уведомления должника, когда предметом залога является единственное жилье. Если почтовая корреспонденция вернулась в суд за истечением срока хранения, необходимо на законодательном уровне обязать суды уведомлять ответчика телеграммой, через сайт госуслуг или подвергать его принудительному приводу с помощью службы судебных приставов по аналогии с порядком, установленным статьей 168 ГПК РФ для уклонившихся от явки свидетелей. Конечно, это несколько затянет судебное разбирательство, но в перспективе снимет остросоциальную проблему потери жилья. Для многих ипотечных должников квартира – это единственное жилье, в котором прописаны несовершеннолетние дети. Часто ипотеку берут с использованием материнского капитала и привлекают к судебному разбирательству органы опеки. Лишать таких заемщиков судебной защиты – неконституционно. Наши заемщики не должны лишаться крыши над головой из-за формального отношения работников почты к своим должностным обязанностям. Закрепление такого механизма привлечения должника к судебному процессу на законодательном уровне, безусловно, сможет повысить доверие граждан к институту ипотеки», – заключил Канунников.