31 октября 2011
1502
поделитесь с друзьями

Продажа кредитных историй гражданам становится масштабным бизнесом - НБКИ пытается поставить на широкую ногу бизнес по продаже информаци

Продажа кредитных историй гражданам становится масштабным бизнесом. Одно из крупнейших в России бюро кредитных историй ― НБКИ ― пытается поставить на широкую ногу бизнес по продаже информации физлицам.
 
Сейчас, после того как в кризис многие клиенты банков испортили свои кредитные истории, это стало особенно актуальным. Для того, чтобы сделать более-менее оправданной для себя сферу деятельности, занимающую сейчас в обороте НБКИ не более 1%, компания привлекает в качестве агентов кредитных брокеров, банки и даже крупных ритейлеров. Как стало известно, НБКИ провело эксперимент по торговле кредитными историями совместно с сетью "Эльдорадо", в середине апреля истории от НБКИ начал реализовывать кредитный брокер "Фосборн Хоум", а с сегодняшнего дня их предлагает в своих отделениях Пробизнесбанк. НБКИ ведет переговоры и с другими, более крупными банками, в частности с Промсвязьбанком. Так стараются зарабатывать деньги на кредитных историях, которые по закону должны выдаваться бесплатно.
 
НБКИ расторгло договор с "Эльдорадо"
 
Подавляющее число операций бюро кредитных историй сегодня приходится на банки. Предоставление информации физлицам они рассматривают только как дополнительную услугу, которую обязаны осуществлять по закону бесплатно раз в год. Но у клиентов возникает необходимость проверить свою историю чаще - и на этом можно зарабатывать. Попытки привлечь агентов для работы с физлицами НБКИ делает уже давно.
 
Например, год назад бюро запустило совместный проект про продаже кредитных историй с розничной сетью "Эльдорадо". Каждый желающий мог ознакомиться со своей кредитной историей в любом из московских магазинов сети. По итогам внедрения проекта в столице партнеры рассчитывали вывести услугу на федеральный уровень. Именно региональная сеть "Эльдорадо" интересовала НБКИ больше всего. "НБКИ не имеет возможности открывать представительства в регионах России, поэтому для расширения географии предоставления кредитных историй физлицам мы прибегли к услугам агентов", - сообщил гендиректор НБКИ Александр Викулин. До конца 2010 г. услугой мог бы воспользоваться 1 млн человек, а выручка от сервиса должна была составить $22 млн.
 
Однако, как стало известно, проект пришлось свернуть. В "Эльдорадо" не комментируют причины, а в НБКИ поясняют, что менеджмент розничной сети решил сосредоточиться на торговле, не отвлекаясь на сопутствующие услуги. В НБКИ не расстраиваются, считая, что теперь распространение кредитных историй в регионах России можно осуществить с помощью разветвленных сетей банковских офисов.
 
Банки становятся агентами бюро кредитных историй
 
Пока кредитование не налажено, банки и кредитные брокеры пытаются расширить спектр своих услуг физлицам. Поэтому они с радостью принимают предложения стать агентами НБКИ. Сами банки по договору с БКИ могут получать информацию только о том, что у заемщика в принципе имеется определенная задолженность, без указания конкретных источников. А заемщики прямо в отделении банка за несколько минут смогут узнать, где именно у них имеется эта задолженность,говорит вице-президент Пробизнесбанка Марина Жукова. Для реализации идеи НБКИ подходит в том числе Пробизнесбанк. Он начинает торговать кредитными историями с сегодняшнего дня. Уже торгуют историями брокеры "Фосборн Хоум" и "Кредитмарт". Вскоре к ним присоединятся и другие брокеры и банки ― например, Промсвязьбанк, весьма заинтересованный, по словам его представителей, в данном проекте, с которым сейчас ведут переговоры. У него 48 филиалов и около 240 точек продаж в различных городах России.
 
Реализация проекта нацелена на улучшение взаимодействия потребителей и банков. Имея на руках свою кредитную историю, потребители смогут повысить шансы на предоставление кредита, решить проблемы, которые могут помешать это сделать. Ну а БКИ сумеют на этом заработать. Пока что они зарабатывают на банках ― в основном за счет количества историй, которые исчисляются миллионами. При этом одна история может стоить всего несколько рублей. Стоимость получения банками одной кредитной истории варьируется от 7 до 40 руб., по данным гендиректора "Эквифакса" Олега Лагуткина. Чем больше банк запрашивает информации в БКИ и чем больше передает туда информации, тем ниже цена. Физлицам же можно продать ее за 800-1500 руб. Учитывая, что не менее трети граждан России так или иначе затронуты программами кредитования, рынок получается немаленький.
 
Продавать, а не отдавать
 
У главного конкурента НБКИ - "Эквифакс кредит сервисез" - прямо противоположная стратегия: организация в прямом смысле слова прячется от клиентов. Для них физлица ― головная боль. "Мы не заинтересованы в том, чтобы рекламироваться и тем самым получить неконтролируемый поток желающих бесплатно ознакомиться со своей кредитной историей", - говорит генеральный директор "Эквифакс" Олег Лагуткин. Закон обязывает предоставлять им раз в год бесплатно историю, а это стоит денег: бюро на организацию выдачи одной истории тратит до 300 руб. И поэтому на развитие розничного бизнеса в "Эквифакс кредит сервисез" смотрят скептически.
 
НБКИ поступает хитрее. Там развивают именно коммерческую сеть - агенты не будут выдавать бесплатные истории раз в год, они станут только торговать историями. Таким образом, НБКИ избегает наплыва нежелательных бесплатных клиентов и стимулирует тех, кто к ним приходит, платить. Многие ведь скорее согласятся выложить несколько сотен рублей и быстро получить желаемое, чем связываться с долгими и неудобными бюрократическими процедурами, которые БКИ упрощать не собираются ― во многом именно из коммерческих соображений.