03 ноября 2016
1168
поделитесь с друзьями

Public art или музей во дворе дома

В Москве растет популярность public art. Необычные объекты, скульптуры и инсталляции появляются не только в парках и на улицах города, но и на территориях жилых комплексов. Что мешает современному искусству в нашей стране стать «ближе к народу», и зачем девелоперам «Красные кони», рассказали эксперты компании «Метриум Групп».

В жилых новостройках в нашей стране public art появился не так давно, и до недавнего времени был «редким гостем. В основном, эксперименты девелоперов ограничивались использованием стрит-арта – украшением поверхностей домов и технических построек яркими изображениями. Например, в ЖК «Литератор» и «Английский квартал» нарисованные картины преобразили фасады ветхих построек, не подлежащих сносу. В ЖК «Западная Долина» и «Ново-Молоково» были разрисованы технические подстанции, в ЖК «Западное Кунцево» – водозаборный узел. В ЖК «Город набережных» и «Опалиха О2» в качестве «холста» были использованы мусорные контейнеры. Благодаря картинам с видами Венеции, эти неприглядные объекты превратились в настоящее украшение дворов. А на фасаде административного здания в строящемся ЖК «Кварталы 21/19», будет нарисована огромная картина под названием «Соседи». Она станет самым большим в России объектом стрит-арта – общая площадь изображения составит 2 100 кв. м.

Совсем скоро в столице также появятся реализованные примеры интеграции масштабных объектов public art в пространства жилых комплексов. Одним из первопроходцев в этом направлении стала компания MR Group. «Мы строим комплексные проекты, которые позволяют и даже требуют индивидуальных интересных концепций благоустройства, – говорит Евгения Старкова, директор по маркетингу и связям с общественностью MR Group. – Это не заменит покупателю выгодное месторасположение, качественные характеристики, но подчеркнет статусность проекта. Public art позволяет сделать комплекс уникальным, выделить его среди прочих равных по уровню. Мы не используем агрессивные, провокационные темы, потому что такие решения долговечны и жителям должно быть комфортно на территории. Также мы не ориентируемся ни сиюминутные тренды, ведь мода изменчива, а классика актуальна всегда. Кроме того, целевая аудитория проектов разная по возрасту и интересам, поэтому важно, чтобы концепция была близка и понятна большинству».

В настоящее время девелопер строит несколько жилых комплексов, в которых запланированы общественные зоны в виде открытых выставочных территорий со скульптурами и арт-объектами. Например, для ЖК «Пресня Сити» в Buromoscow разработали оригинальную концепцию. «При подъезде к комплексу будет установлена инсталляция «Красные кони», – рассказывают архитекторы Buromoscow. – Расположенные по радиусу ряды летящих лошадей – это и образ детской карусели, и отсылка к русскому авангарду, памятником которого является здание Хлебозавода им. Зотова. На площади перед комплексом будут установлены две 6-метровые светящиеся фигуры животных, создавая неожиданный не-московский контекст. Жираф и олень – гости из другого, воображаемого мира посреди обыденной жизни. Это отсылка к расположенному рядом Московскому зоопарку».

В комплексе «Савеловский Сити» мотивы благоустройства гармонично поддерживают и развивают общую концепцию комплекса: звучащая джазовая музыка во входных группах, названия корпусов в честь великих джазменов. Бюро Т+Т предложило усилить тему, установив арт-объекты в виде музыкальных инструментов и фигур музыкантов. Единая стилистика понятна и близка покупателям недвижимости в комплексе.

В ЖК «Царская площадь» арт-объекты в окружении красивых фонтанов будут установлены на пешеходной галерее, которая станет центральной доминантой комплекса. Эти объекты выполняют не только эстетическую, но и образовательную функцию. Тематика комплекса тесно связана с жизнью царской семьи, и выставочные пространства, которые будут организованы на территории, помогут жителям и гостям еще больше погрузиться в историю династии Романовых.

«Public art делает городское пространство уникальным. Для горожан эти объекты составляют часть ментальной части города, они вызывают эмоции, формируют отношения человека со средой», – считают архитекторы Buromoscow.

MR Group использует элементы public art и внутри помещений. Например, в лобби бизнес-центра «Савеловский Сити» размещены фигуры парящих людей. Это становится частью интерьера, подчеркивает его индивидуальность. «Бизнес-центр уже действует, мы получаем отклики от посетителей и сотрудников, которые работают в зданиях, всем очень это нравится», – говорит Евгения Старкова.

На набережной городского квартала «Ривер Парк», обустройство которой этим летом начала компания «Речников Инвест», появится арт-объект «Сад матрешек» - кинетическая скульптура, двигающаяся под воздействием ветра и света. Еще одним проектом, где будут использовано «уличное искусство», станет ЖК «ЗИЛАРТ», строительство которого ведет «Группа ЛСР». На пешеходном бульваре откроется музейный центр «Эрмитаж – Москва» и художественные галереи, а также будут установлены многочисленные объекты public art.

Термин public art или «искусство в общественных местах» впервые появился в США в середине 30-х годов прошлого века. Тогда власти страны выделили средства для создания работ, призванных украсить правительственные здания и учреждения. Из галерей и музеев искусство «вышло» на улицы и площади городов, и с этого момента началось распространение public art по всему миру. Очень быстро новая парадигма стала модной в Европе – в Великобритании, Франции, Австрии, Нидерландах, Канаде и Швеции. В некоторых странах действует закон, по которому при строительстве новой общественной постройки, 1% бюджета должен быть выделен на создание композиций public art.

В настоящее время число уличных объектов искусства и архитектуры во всем мире насчитывает тысячи экспонатов. Как правило, их отличает причудливая форма и использование необычных материалов, поэтому в отличие от классических памятников и скульптур лучшие современные образы public art вызывают у «зрителей» удивление и восторг. Со временем некоторые оригинальные композиции становятся настоящими достопримечательностями, известными далеко за пределами родных городов. Например, скульптура Cloud Gate («Облачные врата»), установленная в Миллениум-парке в Чикаго, по количеству туристических фотографий может сравниться со статуей Свободы. Композиция из красных букв Love дала название целому парку в Филадельфии, и стала одним из самых ярких и известных символов public art. А знаменитые гигантские резиновые утки, созданные голландским скульптором Флорентином Хофманом, «совершили» путешествие по 9 странам, показав, что для современного искусства нет границ.

Площадками для объектов public art во многих странах становятся не только городские общественные пространства, но и дворы домов. Например, в жилом комплексе во французском Лионе размещена отлитая из металла модель зданий, стоявших на этом месте с 1949 по 2004 годы. Скульптура, выполненная в масштабе 1/20 с названием «Так идет жизнь» «ожила» в сердце нового комплекса и стала неотъемлемой частью его истории.

В отличие от США и европейских стран, в России развитию public art пока мешают бюрократические препоны. «Для установки объекта в городском парке или на площади, необходимо получить множество разрешительных документов в разных ведомствах, – отмечает Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум Групп». – Например, чтобы раскрасить фасад дома, придется получить «добро» в Департаменте культуры, Управе района, Департаменте по имуществу и ГИБДД. Если проект сложный, то количество инстанций может быть еще больше. Даже для размещения скульптуры во дворе потребуется согласие всех жильцов близлежащих домов. Определенные ограничительные меры, безусловно, нужны. Иначе город могут стихийно заполонить сомнительные экспонаты, которые не имеют никакой художественной ценности. Но с другой стороны, внедрение объектов современного искусства в общественные пространства в нашей стране происходит медленнее, чем могло бы быть».

Однако, как отмечают эксперты «Метриум Групп», в последние несколько лет власти стали лояльнее относиться к современному уличному искусству. Например, летом 2015 года на территории ВДНХ появилось сразу 15 арт-объектов. В 2016 году на территории бывшего завода «Серп и молот», где будет построен новый жилой квартал Москвы «СИМВОЛ», был открыт Арт-парк, в котором экспонируются 15 скульптурных композиций и инсталляций. Еще несколько арт-объектов за последние два года нашли свое место в различных уголках города. Огромные буквы, складывающиеся в слово «Любовь», появились на Воробьевых горах. Композиция «Ускоритель обещаний» – в Гончаровском парке. Скульптура «Двуликий Янус» – на Остоженке.

«В последние годы на российском рынке недвижимости наблюдается отчетливая тенденция: на смену однотипным домам приходят новостройки, каждая из которых имеет свое «лицо», – резюмирует Мария Литинецкая. – Девелоперы экспериментируют с архитектурными решениями, оформлением фасадов, входных групп, насыщают необычными элементами придомовую территорию. Использование всевозможных «фишек», в том числе public art – это один из лучших способов привлечь внимание к проекту. На фоне необычных объектов делают селфи, фотографии выкладывают в социальных сетях, о них могут рассказывать друзьям и знакомым. Интерес, который вызывают появляющиеся на улицах Москвы объекты public art, свидетельствует о готовности общества к такой форме взаимодействия с современным искусством. Молодые люди более открыты ко всему новому, экспериментам и провокациям, нежели поколение их родителей. Поэтому в условиях высокой конкуренции на рынке недвижимости новый инструмент может стать очень эффективным, и количество проектов с оригинальными арт-объектами постепенно будет расти».