27 октября 2011
3476
поделитесь с друзьями

Роскомнадзор получает все больше жалоб на незаконную передачу персональных данных от банков коллекторам

У тех, кто не платит по кредитам, появился неожиданный защитник - Роскомнадзор. Ведомство получает все больше жалоб на незаконную передачу персональных данных от банков коллекторам и начало кампанию по борьбе с нарушителями.
 
Роскомнадзор начал активно проверять коллекторские агентства, рассказали несколько крупных игроков этого рынка. Роскомнадзор является уполномоченным органом по защите персональных данных граждан (ФИО, адрес и проч.). Соответствующий закон вступил в силу в 2007 г., и сейчас ведомство отмечает "нарастающее число жалоб граждан" на деятельность коллекторских агентств и банков. Если за 2010 г. на них в Роскомнадзор поступило 90 жалоб, то за восемь месяцев этого года - уже 140. При рассмотрении жалоб служба проводит проверки (на 2011 г. запланировано проверить 23 коллекторские компании), а при выявлении нарушений материалы проверок направляет в прокуратуру, сообщил "Ведомостям" Роскомнадзор.
 
Самое распространенное нарушение - передача банком персональных данных клиента третьим лицам, прежде всего коллекторам, без согласия на то самого клиента. Например, в конце августа Новосибирское управление Роскомнадзора передало в прокуратуру Москвы и Московской области материалы в отношении Альфа-банка и коллектора "Кредит коллекшн груп". В управление обратился клиент Альфа-банка, и, рассмотрев его жалобу, Роскомнадзор установил, что Альфа-банком "допущена передача персональных данных заявителя третьим лицам без получения согласия". А значит, коллекторская компания не имела права "обрабатывать" персональные данные заемщика, пришла к выводу служба.
 
В Альфа-банке пока не видели эту жалобу. Но "после вступления в силу этого закона необходимые условия [о согласии заемщика на передачу его персональных данных третьим лицам] были внесены в типовые формы договоров", сообщил банк.
 
Следовательно, в кредитных договорах, заключенных "Альфой" до 2007 г., такого пункта не было. Не было его и у других банков, например у "ВТБ 24". Сейчас кредитов, выданных до 2007 г., осталось немного: у коллекторов таких около 10% портфеля, оценивает один из розничных банкиров.
 
Выявив нарушение, Роскомнадзор требует его устранить. Сделать это можно двумя путями: либо получить согласие должника на передачу его персональных данных коллектору, либо - если должник заупрямится - вернуть долг банку. Банкиры в этом случае получают головную боль (иногда им проще такой долг списать), а коллекторы, выходит, теряют до 10% портфеля.
 
Игнорировать требования Роскомнадзора небезопасно. По закону о персональных данных он может не только обратиться в суд (с иском в защиту прав субъекта персональных данных), в прокуратуру (для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и в Центробанк (для рассмотрения вопроса о приостановке лицензии), но и просто запретить нарушителю принимать и обрабатывать персональные данные, что для банка и для коллектора равнозначно остановке бизнеса.
 
Кроме того, если ничего не делать, у должника появляется аргумент не платить. Впрочем, пока судебного прецедента не было. "Там в самом законе есть коллизия - указано, что для целей исполнения договора разрешение на обработку персональных данных не требуется", - предупреждает директор департамента правового обеспечения ХКФ-банка Александр Гонтаренко.