Россияне стали чаще отказываться от одобренных банками кредитов
В 2021 году россияне стали реже соглашаться на предложенные банками условия по кредитам, следует из расчетов бюро кредитных историй «Эквифакс». БКИ по запросу РБК оценило take rate (TR) — долю выданных ссуд по отношению к количеству одобренных банками заявок от потенциальных заемщиков. Показатель отражает, насколько клиенты удовлетворены предложенными им условиями по кредитам и готовы брать в долг, говорит гендиректор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин. В расчет входят только те заявки, которые граждане подавали в банки сами, предодобренные предложения кредиторов не учитывались, добавил он.
По данным бюро, в январе—декабре прошлого года средний take rate по всем видам розничных кредитов составлял 29,6% — это означает, что меньше трети заемщиков соглашались на условия и в итоге брали кредит. В 2020 году, когда в России началась пандемия коронавируса, показатель начал падать, в 2021-м тенденция сохранилась. Исторически минимальное значение доли взятых ссуд в этом году (26,6%) было зафиксировано в декабре, когда на рынке кредитования наблюдается сезонная активность.
Тенденцию подтверждает и статистика Национального бюро кредитных историй (НБКИ): по его данным, в 2021 году средний take rate по всем видам ссуд составил 54,8%, что на 9,5 п.п. ниже уровня пандемийного 2020 года. Объединенное кредитное бюро, которое тоже входит в топ-3 на российском рынке, не рассчитывает подобный показатель, уточнили там.
Одновременно банки в 2021 году стали лояльнее к заемщикам, свидетельствуют данные НБКИ и «Эквифакса». По подсчетам последнего, средняя доля одобренных кредитных заявок от потенциальных клиентов (approval rate, AR) выросла на 0,9 п.п., до 33,5%.
В сегменте кредитов наличными уровень одобрений повысился заметнее всего (на 3,4 п.п.), до 42%, но доля согласившихся их взять оказалась самой низкой в рознице — 25,1% (минус 4,1 п.п.). Доля клиентов, в итоге взявших на условиях банков ипотеку, в прошлом году сократилась до 30,7% (минус 3,9 п.п.), но уровень одобрения ипотечных заявок по-прежнему остается высоким — 65,8%.
По оценкам НБКИ, доля удовлетворенных запросов на ссуды в целом за год поднялась на 3,3 п.п., до 35,8%. В сегменте кредитов наличными наблюдалась та же динамика: уровень одобрения рос, а take rate падал.
Почему россияне отказываются от кредитов в последний момент
Снижение take rate свидетельствует о том, что потенциального заемщика не устроили предложенные банком параметры кредитования, отмечает Лагуткин. «Как правило, потребитель более чувствителен к уровню процентной ставки, чем к иным параметрам кредита», — подчеркивает он.
Динамика take rate может быть связана с неоднократным повышением процентных ставок в течение 2021 года, соглашается директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Ирина Носова. В марте 2021 года Банк России начал ужесточать денежно-кредитную политику: с тех пор ключевая ставка выросла вдвое — с 4,25% до текущих 8,5% годовых. На этом фоне корректировались условия банков, следует из данных ЦБ. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам до года с мартовского минимума поднялась на 2,14 п.п., до 15,18%, по ссудам от года — до 10,83% (плюс 0,67 п.п.), а по кредитам от трех лет — до 10,52% (плюс 0,65 п.п.).
«Потенциальные заемщики могли обращаться в несколько банков за кредитом, однако выбирать именно тот, который еще не поднял ставку по продукту», — допускает Носова.
На поведении клиентов мог сказаться не только устойчивый рост ставок, но и заметная разница между маркетинговыми предложениями банков и полной стоимостью кредитов, считает заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР Егор Лопатин. «Рекламная» процентная ставка могла остаться неизменной: например, на рынке как в начале прошлого года, так и на данный момент достаточно предложений по кредитам по ставкой 5,5%, при этом подобная ставка может быть получена только при одновременной покупке страхового продукта, а при отказе ставка может вырасти в 2–3 раза и более. В результате заемщик отказывается от кредита, так как ожидал его меньшую стоимость и итоговую переплату», — поясняет Лопатин.
Заемщики становятся более разборчивыми или финансово грамотными, особенно те, кто имеет высокий кредитный рейтинг, замечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков: «В условиях разнообразия кредитных продуктов и ставок по ним эти граждане выбирают наиболее оптимальные для себя варианты».
Как ситуацию видят банки
- В Сбербанке уровень согласия клиентов с одобренными решениями по потребкредитам в 2021 году сохранялся на стабильно высоком уровне — более 70%, сообщил представитель «Сбера».
- ВТБ не фиксирует снижение уровня take rate по ипотеке, «причем в конце года был заметен даже сезонный рост», сказал представитель банка. «В целом для рынка кредитов наличными может быть характерен тренд на медленное снижение take rate. Одной из причин стало упрощение процедуры подачи заявок на кредит», — добавил он.
- В сегменте потребкредитов уровень take rate в прошлом году упал на 10% по сравнению с 2020-м, а в ипотеке динамика показателя была разнонаправленной — на кредиты по льготным ставкам люди соглашались охотнее, чем, например, на рефинансирование, отмечает директор розничных продуктов банка «Дом.РФ» Евгений Шитиков. Он связывает это с динамикой процентных ставок по разным выдам ссуд.
- «В 2021 году динамика take rate в банке «Зенит» была разнонаправленная и зависела от факторов привлекательности условий банка на фоне конкурентов в разные периоды», — говорит директор департамента розничных рисков кредитной организации Александр Шорников. Он связывает падение take rate в целом на рынке с популярностью маркетплейсов — агрегаторов для подачи заявок на кредиты.
- В 2021 году снижение доли согласий на 8% со стороны клиентов наблюдалось только в ипотеке, в потребкредитовании значимых изменений нет, сообщил старший вице-президент розничного бизнеса банка «Санкт-Петербург» Дмитрий Алексеев. Представители Промсвязьбанка и Росбанка тоже отметили, что значительного сокращения take rate по кредитам в 2021 году не фиксировалось.
Ожидания на 2022 год
«Потребитель стал более требовательным, хотя говорить о том, что он диктует условия для рынка, преждевременно», — утверждает Лагуткин. По его словам, в 2022 году условия необеспеченного кредитования в России будут ужесточаться из-за роста ставок и усиления регулирования со стороны ЦБ и в этой ситуации банки сами снизят объемы выдач новых ссуд.
«В таких условиях take rate по основным видам кредитования в лучшем случае сохранится на прежнем уровне, а может, продолжит плавное снижение», — считает гендиректор БКИ «Эквифакс».
На фоне ужесточения денежно-кредитной политики и слабого роста доходов населения банки закладывают больше потенциальных рисков в параметры кредитов — и это приводит к тому, что конкретные условия могут быть для заемщиков менее выгодными, чем маркетинговые, говорит младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Анатолий Перфильев. «Подобная тенденция может сохраниться на период продолжающегося ужесточения денежно-кредитной политики до момента стабилизации российской экономики», — допускает он.
Продолжение роста кредитных ставок в 2022 году разделит заемщиков на две категории, полагает старший кредитный эксперт Moody’s Ольга Ульянова. По ее словам, «более ответственная» категория клиентов будет отказываться от получения кредитов, а заметно закредитованные заемщики, желающие рефинансировать долг, «будут вынуждены соглашаться на любые условия».