Интересный запрос: россияне вдвое чаще стали проверять кредитный рейтинг
Россияне вдвое чаще стали проверять кредитную историю — такие данные клиенты банков и МФО в 2022-м запросили более 11 млн раз. Об этом «Известиям» сообщили в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). Тенденцию подтвердили другие участники рынка. Она обусловлена не только ростом финграмотности, но и экономической нестабильностью и участившимися отказами в выдаче займов, пояснили в финансовых организациях. Кроме того, свои рейтинги стали запрашивать мобилизованные: им должны предоставляться каникулы по выплате ссуд без отметки в кредитной истории. В ЦБ напомнили, что проверка поможет выяснить, не оформлены ли на клиента мошеннические займы.
Доверять нельзя проверять
В 2022-м почти 5 млн человек проверили свою кредитную историю или индивидуальный рейтинг напрямую на платформе «Кредистория» или через агентов бюро, поделился директор по развитию розничного бизнеса ОКБ Шарма Сандип. Он отметил, что в отдельные месяцы число активных пользователей платформы было вдвое больше, чем за аналогичные периоды 2021-го. Эксперт считает: росту запросов способствовало упрощение доступа к подобного рода информации для граждан, а также совместная работа ЦБ и финансовых организаций по повышению общего уровня финансовых знаний населения.
Крупные банки подтвердили тенденцию роста числа запросов. На фоне повышения финансовой грамотности россияне стали внимательнее следить за своими кредитными историями и чаще запрашивать их, рассказали в «Русском стандарте». Так, в 2022 году среднемесячное количество таких обращений в мобильном приложении оказалось на 30% больше, чем годом ранее. При этом число отчетов возросло почти вдвое, уточнили там. С осени — с момента запуска сервиса по проверке для клиентов — свой показатель узнали более 10 тыс. человек, добавили в Газпромбанке, отметив, что их количество растет с каждым днем.
Существенному увеличению числа обращений за кредитным «досье» способствовала популяризация услуги со стороны БКИ, а также работа над повышением финансовой грамотности населения, включая рекомендации ЦБ по проверке гражданами своих данных в борьбе с телефонным мошенничеством, считают в Абсолют Банке. В «Открытии» сказали, что не фиксируют роста таких обращений.
Особый интерес к кредитным рейтингам проявляют клиенты МФО: за год им было рассчитано 4,7 млн таких рейтингов (+183% по сравнению с 2021-м), а также предоставлено 1,7 млн (+36%) историй, показало исследование НБКИ и финтех-группы IDF Eurasia (есть у «Известий»). Там поясняется: внушительный рост интереса заемщиков обусловлен повышением финансовой грамотности россиян. Кроме того, увеличение рейтинга поднимает их шансы на получение займов в банке, в том числе кредитных карт и ипотеки.
Пропорциональный рост
Несмотря на кризис, рынок МФО в прошлом году заметно вырос вследствие потребности людей в деньгах, отметили в МФК «МигКредит». Поэтому неудивительно, что заемщики стали пристальнее следить за состоянием своей кредитной истории, аргументировали там. Повышенный спрос связан с ростом сектора МФО, согласились в онлайн-платформе Webbankir. В 2022-м банки серьезно сократили свои программы, и микрозаймы стали для многих россиян единственным источником дополнительного финансирования.
— Кредитная история позволяет не только взглянуть на себя глазами финансовой организации с точки зрения оценки как потенциального заемщика. Спектр жизненных ситуаций, в которых она может потребоваться, активно расширяется: это обращение в страховую компанию, трудоустройство на работу и другие, что в совокупности приводят к повышенному спросу на получение «досье», — подчеркнул гендиректор Moneyman Сергей Весовщук.
Всё больше людей узнают об услуге проверки кредитной истории и рейтинга, и пропорционально этому растет количество запросов, считает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Многие, получив отказы на фоне ужесточения риск-политики финорганизаций, стали активнее интересоваться своим «досье» в БКИ, так как зачастую его могли испортить формальные массовые запросы финорганизаций, пояснил директор банковских рейтингов НРА Константин Бородулин. Ранее ЦБ советовал оспаривать такие заявки и сам штрафовал банки за запрос кредитной истории в БКИ без согласия гражданина.
ЦБ активно информирует граждан о важности регулярной проверки кредитной истории, заявили в регуляторе «Известиям». Это даст им возможность контролировать информацию об обязательствах и позволит увидеть, не оформлены ли на человека займы, к которым он не имеет отношения.
По оценкам Шарма Сандип из ОКБ, в 2023-м стоит ожидать еще большего роста числа клиентов, интересующихся кредитной историей. А пока их доля равняется относительно небольшим цифрам в масштабах всей базы заемщиков бюро.