В ЦБ назвали сегменты банковского рынка с недостаточным уровнем конкуренции
По ряду сегментов рынка, в том числе потребкредитованию, ипотеке и денежным переводам, конкуренцию в российском банковском секторе можно считать недостаточной, считают в ЦБ. Негативные последствия от этого ощущают клиенты банков. В двух крупнейших банках — «Сбере» и ВТБ — разошлись во взглядах на природу лидерства в банковском секторе России
На российском банковском рынке наблюдается недостаточный уровень конкуренции в сегменте потребкредитов, ипотеки, карточных платежей и переводов, а также в сфере эквайринга, следует из презентации директора департамента банковского регулирования и аналитики ЦБ Александра Данилова, которую он представил на сессии, посвященной конкуренции в банковском секторе на Финансовом конгрессе Банка России.
На «тепловой карте» конкуренции в банковском секторе, которую представил Данилов, по состоянию на 2023 год зеленым цветом (эффективная конкуренция) оказались выделены только сегменты привлечения средств государственных и частных компаний, а также автокредитование и переводы по системе быстрых платежей. Умеренный (оранжевый) уровень конкуренции, согласно исследованию ЦБ, наблюдается в кредитовании юрлиц, малого и среднего бизнеса, в работе с бюджетными средствами. Данные по состоянию конкуренции даны ретроспективно, с 2019 года, и в некоторых сегментах конкуренция остается недостаточной (в красной зоне) в течение последних пяти лет (например, в ипотечном кредитовании), в некоторых сегментах ситуация ухудшается (например, в потребительском кредитовании). При этом в целом уровень конкуренции на банковском рынке России в 2022–2023 годах характеризуется как умеренный (а в 2019–2021 годах — как недостаточный).
На долю трех крупнейших игроков в активах банковского сектора приходится 56%. Это больше, чем во Франции (44%), но меньше, чем в Канаде (61%). Однако российский банковский рынок, по словам Данилова, «концентрированный в квадрате» — внутри топ-3 игроков банковского сектора тоже есть диспропорции.
Одной из причин недостаточной конкуренции по части направлений Данилов назвал дешевую стоимость привлечения средств у лидеров рынка, что позволяет получать более высокую маржу и кредитовать по более низким ставкам.
В пример негативных последствий недостаточной конкуренции Данилов привел более низкие ставки по «старым деньгам» — банки предлагают клиентам депозиты, срок которых уже истек. «Что делать? Перевести в другой. А можно ли это было сделать без комиссии? Нет», — указал глава департамента ЦБ. После повышения лимита бесплатных переводов самому себе до 30 млн рублей в месяц банки начали повышать ставки по вкладам, подчеркнул Данилов. Другие негативные последствия недостаточной конкуренции для клиентов банков — переплата за услуги, злоупотребление доверием, ограничение клиентской мобильности и т. д.
По словам первого зампредправления ВТБ Дмитрия Пьянова, особенность конкуренции на банковском рынке в том, что добившись доминирующего положения в одной области, можно использовать это доминирующее положение в других сегментах. «Это образует колесо сансары, которое очень сложно разорвать изнутри самого банковского рынка», — указал он. Чтобы изменить положение, у игроков рынка могут уйти годы и десятилетия, считает Пьянов. В качестве примера он привел «Сбер», который имеет высокую маржу за счет низкой стоимости фондирования, которую Пьянов назвал «функцией от доминирующего положения на рынке зарплатных клиентов и пенсионеров». Вследствие этого банк может выдавать кредиты по более низкой стоимости. Низкая стоимость привлечения средств физлиц, по словам Пьянова, «кощеева игла» доминирования на банковском рынке.
С Пьяновым поспорил главный аналитик «Сбера» Михаил Матовников. По его словам, драйвером роста доли рынка «Сбера» является создание «вау-продуктов», таких как P2P-переводы по номеру телефона. «Если кто-то изобрел iPhone, его нужно носить на руках. Samsung потом подтянется, продвинет себя через Госдуму (намек на принятый в 2019 году закон, дающий ЦБ право требовать от банков обязательного участия в собственном сервисе переводов — Системе быстрых платежей. — Forbes), но клиент проголосует деньгами и лояльностью за «вау-сервис», — уверен Матовников. «Apple тоже подлежит антимонопольному регулированию. Тот факт, что монополистическое положение достигнуто не какой-то незаслуженной вещью, а тяжелым трудом, не снимает необходимость регулирования», — возразил Пьянов.
Чтобы стимулировать конкуренцию, ЦБ планирует обеспечить равный и понятный доступ к отдельным видам ресурсов (в частности, к финансам госкорпораций), устранить «фаворитизм» на операционном уровне, также развитию конкуренции между банками, по мнению ЦБ, будет способствовать внедрение цифрового рубля и единого платежного QR-кода, следует из презентации Данилова.