Стройка-2020: движемся вверх или в ловушку?
Федеральные чиновники ожидают результаты работы строительной отрасли в 2020 году на уровне предыдущего года. И это несмотря на пандемию, кризис и остановку строительства в некоторых регионах. Основным драйвером таких успехов называют льготную ипотеку под 6,5% годовых, которую ввели в качестве государственной меры поддержки. Но так ли все хорошо в строительстве на самом деле? Мнения экспертов на состояние отрасли расходятся.
Жилье идет в рост
На днях заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин выступил с докладом на совместном заседании Госсовета и Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, в котором подвел предварительные итоги работы строительной отрасли России в уходящем году. Из-за пандемии коронавируса по итогам первого полугодия был зафиксирован спад ввода жилья на 10%, а падение по ипотеке в марте-апреле составляло 17%. Однако благодаря мерам поддержки стройкомплекса ситуация выровнялась.
«По итогам 11 месяцев зафиксирован рост ввода жилья на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Есть высокая вероятность выполнения программы строительства жилья на уровне прошлого года», — подчеркнул Марат Хуснуллин.
Во многом таких успехов удалось достичь благодаря льготной ипотеке. За время действия программы выдано около 350 тыс. кредитов, в экономику поступило около 1 трлн руб. Сумма налогов, поступившая в бюджет от строительной отрасли выше, чем в прошлом году. По данным «Дом.рф» средняя ставка по ипотеке снизилась на 2,5% и к концу года опустится ниже 7,5%. Объем выданных кредитов с учетом программы льготной ипотеки в январе-октябре 2020 года достиг 3,24 трлн руб. Это больше, чем за весь 2018 год (3,01 трлн руб).
Антон Детушев, генеральный директор IKON Development
— Уходящий год продемонстрировал, что в кризисных ситуациях одним из важных факторов является мобилизация всех внутренних и внешних ресурсов. Компания IKON Development уверенно преодолела все препятствия и продемонстрировала высокую ответственность в реализации своих обязательств по строительству жилых и многофункциональных комплексов.
Пандемия показала востребованность недвижимости в качестве основного инструмента сохранения денежных средств и инвестирования, а также скорректировала представления покупателей о формате жилья и среды. Мы заметили еще больший интерес к квартирам с европейскими планировками, в которых единое пространство кухни-гостиной является местом притяжения всей семьи, пространством для общения и работы.
Самый главный и актуальный на сегодня тренд – это экономия времени. Именно среда вокруг квартиры – инфраструктура жилого комплекса создает такую экономию для жителей. И проекты застройщиков должны отвечать этим требованиям, независимо от класса жилья и его стоимости.
Стальное строительство: будущее за модульными зданиями
Сфера стального строительства тоже выглядит благополучно. По словам заведующего сектором высотных зданий и сооружений ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко Дениса Конина, очевидный толчок получило строительство модульных быстровозводимых зданий. Несколько организаций освоили новые технологии и приняли участие в возведении госпиталей в Подмосковье и в Москве. В других регионах технологии по строительству модульных больниц использовали военные специалисты.
«Отечественная стройка показала, что может в кратчайшие сроки возвести необходимые объемы таких зданий. Строительство других инфраструктурных объектов практически не остановилось, – считает Денис Конин. – Думаю, что и в следующем году мы увидим дальнейшее развитие технологий, связанных не с гигантскими сооружениями, типа стадионов, а модульного строительства небольших площадей по территории всей нашей страны, может быть и выход за рубеж наших технологий».
Кроме того эксперт ожидает, что в следующем году большой толчок получит инфраструктурное строительство, особенно в военно-космической отрасли и на объектах Дальнего Востока.
Игорь Игнашов, директор «Северстали» по продажам строительным компаниям
— Для нас, как металлургической компании, в этом году одним из ключевых вызовов стало изменение потребления на рынке с конца марта и до середины мая. Региональные власти экстренно вводили карантинные ограничения, что приводило к сложностям в работе потребителей. Внимания требовали поступление сырья, наличие подвижного состава, возможности клиентов в принятии нашей продукции. Однако «Северсталь» отработала в штатном режиме, несмотря на существенные изменения портфеля и логистические ограничения.
Более того, мы нашли новых клиентов, большое внимание уделили развитию партнерских схем. К примеру, впервые в практике российских металлургических компаний «Северсталь» в этом году выступила как поставщик готовой продукции из собственного металлопроката, а именно стеллажных конструкций.
Продолжающаяся работа в условиях пандемии внесла коррективы во взаимодействия с потребителями: мы стали более трепетно относиться к развитию и поддержке бизнеса наших клиентов. В такие непростые и сложно предсказуемые времена вдвойне важно «слышать голос» потребителя, открыто делиться информацией о ситуации на рынке и делать совместные шаги в новый 2021 год.
Цемент упал, а мог бы вырасти
Компания СМПРО прогнозирует снижение потребления цемента на 3-3,5% в 2020 году – до 56 млн т. В 2019 году оно составило чуть меньше 58 млн т. Импорт и экспорт цемента составят соответственно 1,3 и 1,1 млн т. Снижение производства и потребления цемента шло на фоне снижения основных макроэкономических показателей в России.
СМПРО провело маркетинговое исследование влияния COVID-19 на рынок цемента и оценивает потери за счет данного фактора до 12 процентных пунктов, – рассказал нашему изданию исполнительный директор компании Евгений Высоцкий. – Это почти 7 млн т цемента. Если бы не пандемия, вместо снижения мы могли бы увидеть рост до 9% к уровню 2019 года».
По его словам, в прошлом году рынок цемента вырос на 7% к уровню 2018 года. Первый квартал этого года тоже демонстрировал хороший рост потребления. В Республике Казахстан и Республике Беларусь рост потребления цемента в 2020 году превысит 3%.
Размер и динамика потребления цемента в 2021 году не окажут существенного влияния на финансовые результаты предприятий цементной промышленности — при любых сценариях на рынке сохраняется существенное превышение предложения над спросом. Вне зависимости от объемов потребления цена на цемент будет испытывать давление со стороны производителей̆, для которых наивысший̆ приоритет — объемы производства.
«Прибыльность и инвестиционная привлекательность цементных корпораций, скорее всего, будет снижаться. Однако будем наблюдать за изменениями в структуре собственников цементных активов. Процессы, которые начались в 2020 году, должны завершиться в наступающем, и от политики новых участников во многом будет зависеть развитие отрасли в долгосрочной перспективе», – резюмирует Евгений Высоцкий.
Максим Гончаров, Генеральный директор ЛафаржХолсим Россия
— Мы пережили 2020-й год довольно благополучно, и смогли достичь основных плановых показателей.
Если говорить про тренды, то наша компания — одна из тех, кто создаёт их для индустрии. Отмечу автоматизацию производственных процессов, цифровизацию строительной отрасли. Мы развиваем BIM-технологии, перспективное направление 3D-печати, стали первым производителем цемента в России, запустившим свой интернет-магазин.
Для клиентов компании, соблюдая все меры безопасности, мы продолжили выполнять свои обязательства в полном объёме: производить и отгружать продукцию, разрабатывать новые материалы и технологии. Одним из приоритетных направлений было соблюдение графика поставок материалов и оборудования на наши заводы. В период кризиса надежные партнёрские отношения, стабильность качества и бесперебойные поставки становятся особенно важны.
Гладко было на бумаге
Однако далеко не все эксперты согласны с чиновниками, что российское строительство движется в нужном направлении. Например, эксперт Центра сопричастного стратегирования Высшей школы государственного управления РАНХиГС Сергей Журавлев считает, что снижение процентной ставки по ипотеке приведет к волне дефолтов, для решения проблемы которых нет ни маневренного фонда, ни механизмов финансовой компенсации такого масштаба издержек.
«Думаю, что этот кошмар нам аукнется года через три. Доходы падают, цены на жилье выросли, люди набрали ипотечных кредитов зачастую из последних сил. При этом никто им занятость и рост доходов не гарантирует, а значит, ипотека их будет сильно бить», – уверен эксперт.
Кроме того, никто не знает, как долго будут действовать льготные ставки. Пока власть говорит о середине лета следующего года, а что будет с господдержкой ипотеки дальше, не известно. По мнению генерального директора проектной компании «FINEX Consulting group» Николая Соболева, в связи с тем, что судьба дешёвой ипотеки остается под вопросом, застройщики начали сужать количество квартир в проектах.
«Они набирают себе площадки, но в проектирование идут очень осторожно, – говорит проектировщик. – Поэтому застройщики в границах старой Москвы переориентировались на объекты точечной застройки класса элит: площадь строительства меньше, а выручка больше. Вся массовая стройка едет в Новую Москву и Подмосковье».
По словам эксперта, пандемия очень сильно ударила по предприятиям малого и среднего бизнеса. Границы были закрыты, иностранные работники не могли приезжать на стройки. Меры поддержки государством оказались неэффективными из-за бюрократических проволочек. Стало меньше проверок контролирующих органов, но с точки зрения доступности кредитов, например, ситуация не изменилась.
«Наш главный бухгалтер выясняла, какие льготы по кредитам можно получить, ничего этого на самом деле для малого бизнеса нет, – поддерживает коллегу генеральный директор ООО «Сетистрой» Петр Капралов. – Планы, которые были приняты на 2020 год, нарушены, в марте пошел сбой по всем программам. Ковид повлиял не столько на строителей, сколько на чиновников, которые не хотят работать, проводить аукционы, выполнять программы. Конечно, на тех стройках, которые контролируются сверху, все работало. А там, где контроля нет, ничего не делается».
По его мнению, стройка вообще стала ухудшаться с 2010 года, как только придумали саморегулируемые организации, которые создали для наполнения банков. «Банки живут за счет компенсационных фондов, а средства оттуда до сих пор остаются невозвратными. Организации разваливаются, они должны людям, но не могут получить компенсацию», – сетует Петр Капралов.
«Увы, с точки зрения нормального рынка жилья, мы до сих пор ходим в детских штанишках, – говорит Сергей Журавлев. – Рынок у нас катастрофически перекошен: нет социального жилья, нет системы компенсации арендных ставок. А, если «Дом.ру» сделает своего государственного девелопера, рыночным компаниям станет тесно и плохо. При кажущейся заботе о людях, государственные организации будут на самом деле удерживать высокие цены на рынке, которые станут регулироваться не конкуренцией, а нормативно».
Так куда движется российское строительство: к светлому будущему или в ловушку, расставленную рынку нерыночными механизмами государственного регулирования? По словам Марата Хуснуллина к 2030 году ежегодно строители должны возводить не менее 120 млн кв. м жилья, а общий объем построенного жилого фонда составит более 1,5 млрд кв. м. Понятно, что чиновники будут всеми силами стараться приблизиться к этим показателям, не считаясь с потерями. А как это аукнется рядовому потребителю и рядовому строителю, мы с вами увидим уже в ближайшие годы.