Татьяна Ушкова: Ипотека является драйвером теперь у всех банков розницы
Россия переживает период рекордно низких ипотечных ставок, отметила в интервью «Коммерсантъ FM» председатель правления «Абсолют Банка» Татьяна Ушкова. В специальной студии радиостанции на Петербургском экономическом форуме она рассказала экономическому обозревателю Олегу Богданову, как этой ситуацией могут воспользоваться небольшие кредитные организации и как лучше всего конкурировать с крупными игроками.
Успей зарегистрироваться на конференцию «Цифровая ипотека без прикрас»
Регистрация и описание по ссылке ipoteka.today
— Как вы в целом оцениваете развитие банковского сектора сейчас?
Банковский сектор сейчас переживает период трансформации. Есть банки, которые могут поддержать всю продуктовую линейку и быть универсальными, но основная часть банков, конечно, должна очень четко подойти к своей стратегии и выбрать ниши, где они могут быть лидерами.
— Государственные банки много одеял на себя тянут. Есть остаются ли такие ниши вообще?
На самом деле ниши остаются. Как вы знаете, корпорации проигрывают в скорости, в гибкости. Это та возможность, которую могут использовать средние и небольшие банки. Поэтому банку надо понять, в какой нише он будет или технологическим лидером, или экспертным лидером, или региональным лидером. Я думаю, сейчас может найти свою нишу и подвинуть некоторых крупных государственных игроков.
— «Абсолют Банк» как себя видит в этом процессе?
«Абсолют Банк» выбрал для себя несколько ниш — технологическое лидерство в рознице, в залоговом кредитовании, автомобильном кредитовании, ипотеке. Ипотека, вы знаете, является драйвером теперь у всех банков розницы. В малом и среднем бизнесе мы сконцентрировались на компаниях, которые обслуживают госкорпорации. И, конечно же, ту отрасль, которую мы хорошо знаем — РЖД и транспортная отрасль, потому что мы связаны через НПФ «Благосостояние».
— У крупных банков с фондированием обстановка лучше обстоит чем у средних и мелких, правильно? Процентные ставки по фондированию наверняка меньше, чем у банка второго или третьего круга. И как вот в этом контексте можно конкурировать с ними в том же ипотечном кредитовании, где поле тут для конкуренции? Цифровые какие-то предложения?
Во-первых, мы в ипотеке переживаем рекордно низкие ставки — однозначных ставок в России давно не было. 9,5% — это ставка, которая сейчас предлагается клиенту. А в майских указах президента четко первый раз прописана ставка 8%. И конкурировать здесь возможно только скоростью доставки услуг клиенту, потому что у нас клиент все становится нетерпеливее, хочет здесь и сейчас решение, хочет здесь и сейчас сделку. И именно те банки, которые возьмут технологическое лидерство, могут чуть выше продавать, чем госбанки, и быстрее обслужить клиента.
— Ведется дискуссия в банковском сообществе: нужно развивать офисы и отделения или нет, или нужно уходить в интернет полностью. Вы в этом споре на какой стороне?
Я всегда привожу пример: как вы знаете, Apple, наверное, могла бы продавать все через интернет, но число офисов и представительств корпорации растет. Почему? Потому что человек требует консультации. Никто не читает инструкции. Люди хотят быстро получить консультацию, потрогать руками и потом купить, может быть, эту услугу в интернете. Я считаю, что меняется профиль сотрудника на фронте — он становится экспертом-консультантом по сложным банковским вопросам. Людям и компаниям это нужно, потому что технологии ведут за собой и очень серьезные киберриски, и усложнение в юридической конструкции. Так просто открыть вклад или взять кредит, но за этим стоит договорная структура, условия оплаты, и это очень надо плотно изучать. Я считаю, что точно офисы останутся. И, самое главное, останется человек, который будет экспертно отвечать на все вопросы.